Экранизируя книги многие режиссеры пытаются в точности передать оригинал, но есть и те, кто решает идти своим путем. Режиссеры настолько откланяются от оригинал, что их фильмы можно считать самостоятельным произведением.
Солярис (1972 и 2002)
Научно-фантастический роман Станислава Лема «Солярис» экранизировался дважды - Андреем Тарковским и Стивеном Содербергом. Но ни ту ни другую версию нельзя назвать не только близкой к тексту книги, но и близкой к ее духу. Там, где польский писатель рассуждает о возможных формах инопланетного разума, режиссеров больше занимает природа людского ума. Их герои смотрят не столько в космос, сколько в зеркало и видят там все, что угодно, кроме контакта с внеземным сознанием. Странный подход к научной фантастике.
Мушкетер / The Musketeer (2001)
«Три мушкетера» Дюма экранизировались неоднократно, но версия Питера Хайэмса, пожалуй, самая странная. Чтобы внести «свежую струю» в поток классической книги, режиссер не только обеспечил полную переработку исходного сюжета (теперь д’Артаньян мстит за своих убитых родителей!), но и построил экшен-сцены вокруг модных китайских боевых искусств и физически невозможных трюков -тоже в гонконгском стиле. Естественно, китайская эстетика идет Дюма, как корове седло.
Ночной дозор (2004)
Несмотря на коммерческий успех «Ночного дозора» в версии Тимура Бекмамбетова, мы остаемся при своем мнении. У картины интересное визуальное решение, но сценарно она заметно слабее, чем роман Сергея Лукьяненко. И это притом, что писатель принимал участие в написании сценария! Как показывает чтение западных рецензий, без знания книги в «Дозоре» очень трудно разобраться. И это с учетом того, что на зарубежный рынок лента попала в упрощенной версии -там, например, нет героя Гоши Куценко.
Война миров / War of the Worlds (2005)
Нет такого сюжета, куда Стивен Спилберг не мог бы втиснуть свой любимый конфликт отцов и детей. Казалось бы, причем тут это, когда пришельцы уничтожают Землю? Однако и в такой вольной вариации произведения Герберта Уэллса находится место всем коронным темам Спилберга, включая семейные конфликты. И если роман классика был написан как предупреждение, то картина Спилберга смотрится как доза успокоительного: «Как бы ни было все плохо, все снова станет хорошо».
Звездный десант / Starship Troopers (1997)
Обычно классические романы экранизируют их поклонники. Но за создание киноверсии научно-фантастического боевика Роберта Хайнлайна взялся Пол Верховен, честно признававшийся, что не смог дочитать книгу до конца, поскольку ее милитаризм действовал ему на нервы. В итоге вместо беспристрастной экранизации получилась издевательская сатира на «фашистскую» киномифологию - правда, местами настолько тонкая, что многие зрители ее так и не уловили. Интересно, найдется ли когда-нибудь режиссер, разделяющий взгляды Хайнлайна на устройство общества?