Простая формула для определения нижнего предела температуры, при которой моторное масло не вызывает проблем с производительностью двигателя
Высокотемпературные свойства моторных масел определяются индексом SAE. Например, SAE 0W-40, SAE 10W-30, SAE 15W-40 и т. д. С помощью этих индексов можно определить температуру, при которой масло не загустевает до такой степени, когда изменяются его смазочные свойства, проникает в отверстия, распространяется на детали, подвергаемые естественной смазке, и обеспечивает запуск двигателя. Итак, чтобы узнать температуру для конкретной марки масла, нужно из «магического» числа 35 вычесть первую цифру индекса SAE. Например, если взять моторное масло с вязкостью 10W-30, то получится: 35-10=25. Это означает, что моторное масло обеспечит запуск и нормальную смазку двигателя даже когда транспортное средство не используется несколько дней, а температура наружного воздуха минус 25 градусов! Но если водитель в такой мороз станет использовать масло SAE 30W-40 (35-30=5), то винить в возникших проблемах он может только себя.
Задачи и свойства моторного масла
Смазка деталей двигателя – не единственная задача моторного масла. Оно выполняет целый ряд важнейших задач.
Первоочередная задача масла – предотвращение трения между цилиндрами и поршнями, подшипниками и клапанами.
Кроме того, масло проходит через узкие зазоры узлов и предотвращает трение между поршнями и цилиндрами.
Масло способствует охлаждению двигателя. Основная часть тепла двигателя удаляется через решётку радиатора попутным ветром.
Моторное масло при слишком высокой температуре может начать выпариваться или прерывать масляную плёнку на смазываемых частях.
Сажевые частицы и другие загрязнения масла должны быть обнаружены и удалены, потому что только в таком случае двигатель будет оставаться внутри чистым.
Масло должно обладать способностью гореть, поскольку даже при хорошей герметизации небольшое его количество поступает в камеру сгорания.
Проверка уровня масла
Уровень масла должен находиться под постоянным контролем.
Система управления уровнем масла, связанная с панелью управления, устроенная, грубо говоря, как стержень с ручкой для проверки масла, не может быть хорошо отрегулирована. Она даёт возможность только для визуального осмотра и показывает уровень и качество масла. Замер необходимо делать после каждых двух использованных баков топлива. В длительном путешествии или на старом автомобиле с повышенным расходом масла проверку уровня масла следует проводить при каждом заполнении резервуара. Стержень можно увидеть – он стоит с правой стороны мотора по направлению движения.
Для проверки уровня масла нужно выполнить несколько несложных действий:
Остановить автомобиль на ровной поверхности.
После остановки подождать по крайней мере пять минут, чтобы все масло спустилось в картер. Лучше осуществлять контроль на холодном двигателе перед поездкой.
Вытянуть щуп, соблюдая осторожность – если двигатель горячий, щуп может сжечь соседние части. Чистой тканью или бумажным полотенцем вытереть щуп насухо. Затем вставить его обратно, пока он не остановится, после чего вытащить его снова.
Теперь можно определить уровень масла. Если он находится между отметками – то все в порядке.
Если количество масла не достаёт до нижней отметки, его необходимо дополнить.
ПРИМЕЧАНИЕ: Во время проверки следует сохранять спокойствие. Высококачественное масло быстро становится темным. Это доказательство того, что оно хорошо работает и улавливает грязь и сажу. Но это не признак того, что масло должно быть заменено.
Пополнение уровня масла
Количество масла между верхней и нижней отметками щупа соответствует 1 л. Уровень масла не должен опускаться ниже нижней метки. Уровень нижней отметки ещё не опасен для двигателя. Тем не менее, в этом случае автомобиль будет работать в сложных условиях, так как уровень масла в процессе работы будет падать, что уже чревато неприятными последствиями. Однако, заливать масло выше верхней отметки бессмысленно.
До какого уровне следует добавлять масло, зависит от индивидуального стиля вождения:
при нормальном стиле вождения достаточно дополнять, когда уровень упадёт ниже верхней отметки;
при резком стиле езды рекомендуется добавлять масло, когда уровень падает до нижней четверти расстояния между двумя отметками. Это небольшое количество обеспечивает лучшее охлаждение двигателя;
если моторное масло залито выше верхней отметки, следует посетить салон автосервиса для удаления излишка масла, потому что на высокой скорости оно может через вентиляцию картера попасть в камеру сгорания.
Можно ли смешивать масла
Все марки моторных масел можно безопасно смешивать, в том числе масла с различными качествами. Эта возможность безопасного смешивания принимается международными нормами. Но по возможности лучше смешивать масла, совпадающие по характеристикам.
ПРИМЕЧАНИЕ: Синтетические и минеральные масла имеют различное назначение и действие, но теоретически они могут быть смешаны, хотя делать это крайне нежелательно.
Расход масла
Часть масла сгорает в качестве смазки. Следовательно, то, что масло расходуется, вполне понятно и нормально. В большинстве автомобилей, как правило, расход масла составляет 0,2 литра на 1000 км.
Измерение расхода масла
При необходимости точно измерить расход масла после 100 км, нужно остановить транспортное средство в совершенно горизонтальном положении и оставить его в спокойном состоянии по крайней мере на пять минут, после чего замерить уровень. Первый замер нужно делать перед началом пути. Наиболее точными бывают замеры, сделанные утром, до того, как был заведён двигатель, так как за ночь всё масло стекает в картер.
Чрезмерный расход масла
Потерю масла часто путают с его расходом. Поэтому, прежде, чем оценить расход масла, необходимо устранить все его утечки.
При заполнении бачка маслом выше верхней отметки щупа расход масла автоматически вырастает, так как избыток масла через вентиляцию картера поступает в камеру сгорания и сжигается.
Чем ниже вязкость масла, тем быстрее оно сгорает. Некоторые виды масел при высокой температуре становятся текучими, как вода. Другие виды остаются плотными, и их расход может быть меньше.
Чем дольше моторное масло находится в бачке без замены, тем больше уменьшается его плотность, соответственно, расход масла будет увеличиваться.
Резкий стиль вождения не только требует большего расхода топлива, но увеличивает и расход масла для предотвращения рисков на высокой скорости.
Причиной может быть дефект двигателя – непрочные соединения между клапанами и втулками, а также при неправильной установке или повреждении узлов двигателя или стенок поршня.
Масло следует менять через каждые 5 000 км.
Отсутствие расхода масла
При использовании автомобиля на коротких расстояниях в зимних условиях может случиться, что уровень масла поднимается, а не падает. Это происходит из-за конденсации в картере паров бензина. Определить происходящее можно с помощью щупа для измерения уровня масла – оставшееся на нём масло будет иметь запах бензина.
Смазочные свойства масла в этом случае значительно снижаются. Поэтому интервалы между заменами масла в этом случае необходимо сократить (даже до 3 000 км), иначе можно вызвать серьёзные повреждения двигателя. При этом нет необходимости менять масляный фильтр.
При невысоком проценте попадания топлива к маслу длительное путешествие может привести к восстановлению уровня масла и его смазочных качеств. Когда температура масла выше 100°С, конденсат в масле испаряется в течение примерно получаса. И тогда очень важно быстро проверить уровень масла – из-за испарения он может значительно снизиться.
Качество масла
Устаревший знак качества «HD-OIL», который изредка до сих пор используется, заменяется более полными данными (спецификацией) масла, которые отражают исследования различных лабораторий. Параметры масла указываются на упаковке.
Проверку качества масла осуществляют, например, Американский нефтяной институт (API), Комитет Производителей автомобилей Общего Рынка (SSMS) и Лаборатория Армии США US-Militar (MIL).
Независимо от места покупки, от нефтегазовой станции до супермаркета, на упаковке должна быть напечатана как минимум одна важная характеристика.
ПРИМЕЧАНИЕ: Масла, помеченные «API CD», – это чисто дизельные масла и не должны использоваться в бензиновых двигателях.
ИСКЛЮЧЕНИЕ: Масла с двойной маркировкой, например, API SF/CD. В этом случае указана спецификация для бензина – SF, показывающая, что масло имеет двойное назначение.
Плотность масла
Для того, чтобы стартёр смог легко запустить холодный двигатель, моторное масло не должно оказывать особого сопротивления. Кроме того, оно должно достичь самым быстрым способом мест, нуждающихся в смазке, поэтому оно должно быть достаточно жидким, то есть текучим. При высоких температурах и скоростях масло, напротив, должно быть более густым, чтобы оставаться способным создавать прочную неразрывную масляную плёнку. Минеральные масла, к сожалению, не всегда обладают такими свойствами. В холода они жёсткие, но с повышением температуры наоборот – легко стекают.
Масло должно соответствовать предписанной производителем автомобиля рабочей температуре двигателя. Существуют масла, которые при комнатной температуре густые, как сироп, или жидкие, как сок. Вязкость масла зависит от состава и качества добавленных к нему присадок, масло с различной степенью вязкости соответствует определённому классу. Соответствующие классы определены американской компанией Society of Automotive Engineers (SAE). Для зимнего периода рекомендуются классы SAE 5W, 10W, 15W, универсальный класс – SAE 20W/20, масла для летнего периода – SAE 30, 40 и 50.
Сезонные и всесезонные масла
Сезонные масла имеют различную степень густоты. Для идеальной смазки двигателя в различные сезоны оно должно быть соответствующим образом более или менее вязким. Это означает, что осенью необходимо заменить летнее масло на зимнее.
Существенно удобнее в использовании всесезонное масло, но для его производства используется довольно сложный производственный процесс, потому оно гораздо дороже сезонных масел.
В какой момент наступает недостаток масла
Современные двигатели не требуют дозаливки масла, то есть расход масла в них, как правило, гораздо меньше, чем 1 л на 10 000 км. Но это не гарантирует, что двигатель работает отлично. После определённого пробега некоторые двигатели могут расходовать до 500 мл/1000 км. А при движении на большой скорости потребление будет расти и дальше, особенно в старых автомобилях (скорость потребления масла составляет 0,6% от потребления бензина – старая, но реальная цифра). Так что, если потребление масла держится на этом уровне и не имеет резкого увеличения, то причин для ремонта, скорее всего, нет.
Существует и другое мнение:
при расходе масла от 0,25 до 0,3 л на 1 000 км требуется замена уплотнений клапанов;
при расходе масла до 0,5 л на 1 000 км надо готовиться к ремонту;
при расходе масла в 1,0 л на 1000 км требуется срочный ремонт.
Но этому мнению можно дать контраргумент – в зависимости от способа вождения автомобиля, расход масла может достигать 1 л на 1000 км (!)
Причины перерасхода масла
Если не обнаружено утечек масла, но тем не менее наблюдается его перерасход, следовательно – оно сгорает:
в системе вентиляции картера;
во втулках и уплотнениях клапанов – определить это можно следующим образом: двигатель нагреть и постепенно набрать скорость минимум до 4000 оборотов, резко выключить газ и посмотреть выхлоп; если после этих действий в течение некоторого времени количество дыма повышено, значит, прокладки повреждены (нарушена герметизация, через щели масло втягивается внутрь);
трещины в блоке.
Несколько тестов:
Открыть крышку бачка для заправки масла, если при работающем двигателе из бачка пойдёт сильный запах резины, вероятно, разрушены уплотнения клапанов.
Вынуть щуп для проверки масла и поднести пальцы близко к отверстию; если при работающем двигателе есть запах, значит, просели сегменты поршней.
Открыть воздушный фильтр и завести машину; если появился дым из трубы, подающей из картера масло, вышеуказанные проблемы исчезли, а воздушный фильтр замаслился – это означает, что масло недостаточно густое, следует заменить его более вязким.
Понравилась статья? Жми палец вверх и подписывайся на наш блог: Auto4sell чтобы не пропускать следующие.