Пулково-2 снова в деле. Терминал откроют после заморозки в 2014-ом, правда на месяц — на время ЧМ-2018.
Чтобы Петербург достойно встретил и проводил болельщиков, весной аэропорт запустил серию тестирований старого терминала, к которым привлёк почти 1000 волонтёров. 17 апреля Пулково-2 продемонстрировал готовность к ЧМ петербургским СМИ.
Сотрудники Купибилета оказались в их числе. В этот день мы прошли путь настоящего пассажира, который вылетает из Петербурга в Амстердам, узнали, как будут организованы пассажиропотоки, как Пулково планирует справляться с потасовками болельщиков и что руководство аэропорта думает о дальнейшей судьбе старого терминала.
Рассказываем, как почти улетели в Нидерланды, научились проходить предполётные процедуры за 10 минут и что узнали о будущем Пулково-2.
ИЮЛЬ БУДЕТ ЖАРКИМ ИЛИ ЗАЧЕМ ОТКРЫВАТЬ ЗАКРЫТОЕ
Пулково-2 будет работать исключительно с чартерными рейсами — как международными, так и внутренним. Всего в июле их ожидается около 70: 65 из Египта, 4 из Ирана и ещё несколько внутренних. Первых болельщиков Пулково примет за пару дней до первого матча, последних посадит на самолёты через 3-4 дня после закрытия чемпионата. Основной поток фанатов ожидается в дни, когда будет играть Египет.
Распахнуть старые «воздушные ворота Северной Столицы» аэропорт решил по двум причинам.
- Усилить безопасность. В июле 2018-го поток туристов вырастет примерно на 10% по сравнению с предыдущими годами. Такие примерные прогнозы дают в Пулково. Петербург и без того топовый туристический город (особенно летом) — нужен глаз да глаз!
- Разгрузить главный терминал. По предварительным расчетам Пулково, терминал Пулково-2 обслужит от 10 тысяч до 20 тысяч поклонников футбола. Но прибывать и вылетать болельщики будут не только на чартерах, но и на регулярных рейсах. Получается, невозможно узнать точное количество гостей, не связывая авиабилеты с билетами на матчи. Но прибывать болельщики будут не только на чартерах, но и на регулярных рейсах. Получается, невозможно узнать точное количество гостей, не связывая авиабилеты с билетами на матчи.
КАК ПОЗАБОТИЛИСЬ О КОМФОРТЕ БОЛЕЛЬЩИКОВ
Чтобы не задерживать людей, спешащих на футбол, и не создавать суеты в терминале в день вылета, Пулково максимально упростил все предполётные процедуры. Между стадионом и аэропортом запустят шаттлы, а чтобы болельщики не толпились в аэропорту, на улице перед зданием аэропорта организуют буферную зону. На площади откроют кафе и сувенирные лавки, оборудуют зоны отдыха. На случай непогоды раскинут большие шатры.
О начале регистрации пассажиры узнают по громкой связи — пройти в аэропорт можно будет только после объявления.
Генеральный директор Пулково Владимир Якушев поясняет: «Терминал будет работать по реверсивной схеме: примем болельщиков сначала на прилёт, а потом на вылет. Направление движения будет меняться в зависимости от времени суток».
И ещё один плюс к комфорту: при желании, отправиться на футбол можно прямо с трапа — между стадионом и аэропортом в обоих направлениях будут курсировать шаттлы.
ПОЧЕМУ ТАКАЯ МЕХАНИКА
— Прежде всего это — рекомендация FIFA.
— И ещё один момент: до 2014-го работали оба терминала: Arrival и Departure, но на время матча Пулково откроет и косметически обновит только один из них — тот, что работал на вылет. В этих условиях важно разделить пассажиропотоки, не создавать суеты.
А ещё такой подход поможет предотвратить стычки фанатов: после матча болельщики двух команд будут доставлены на шаттлах в разные части площади перед терминалом, приглашаться на регистрацию будут по очереди.
Маршрут болельщика в Пулково-2 будет максимально коротким. Получение посадочного при его отсутствии, регистрация на рейс, предполетный досмотр, пограничный контроль и регистрация перед выходом на гейт займут не более 10 минут.
КАК МЫ ПОМОГАЛИ ПУЛКОВО-2 СТАТЬ ЛУЧШЕ
На протяжении трёх недель Пулково проводит шесть испытаний готовности аэропорта к чемпионату. На помощь уже призвали 1000 волонтёров и 200 сотрудников аэропорта. Купибилет вместе со СМИ участвовали в третьей волне.
Волонтёров снабдили инструкциями и одели в жилетки с надписью ORAT (operational readiness assessment team — группа оценки эксплуатационной готовности).
Команда подготовки к чемпионату Пулково взяла три типичных сценария и описала их в легендах. Легенды выдали волонтёрам.
По первой легенде, болельщик теряет посадочный талон, и ему его нужно восстановить. По двум другим легендам, с посадочным всё хорошо, разница в сценариях в наличии или отсутствии багажа.
Если посадочного нет, нужно подойти на стойку регистрации — она расположена сразу при входе в здание Пулково-2.
Далее маршрут до гейта зависит от того, летит болельщик налегке или с чемоданом, который нужно сдать.
Если багажа нет, а посадочный есть, пассажир может сразу проходить на предполетный досмотр — это наикратчайший путь к «финишу».
Разобраться поможет визуальная навигация.
По итогам каждой волны испытаний команда Пулково вносит изменения в логику обслуживания пассажиров, исправляет недочёты, совершенствует процессы и оргмоменты.
БЕЗОПАСНОСТЬ
Для журналистов тестирование закончилось пресс-подходом. Вопросы задавали генеральному директору Владимиру Якушеву и главному операционному директору Оливеру Вайсу.
Многих наших коллег волновал вопрос безопасности. Что будет, если в аэропорту встретятся болельщики команд-соперников? Насколько безопасно будет в аэропорту в принципе?
Владимир Якушев пояснил: «Мы заранее знаем, какие будут рейсы и откуда — поэтому организовываем обслуживание так, чтобы болельщики не собирались в одном месте. Предполагаем, что это будет несложно, поскольку основные группы болельщиков следуют из Египта. Если все из одного места, все должны болеть за одни те же команды, поэтому мы не видим больших проблем. Но будем постоянно смотреть, чтобы не получилось пересечений. По мерам безопасности: это и традиционные меры безопасности, плюс будет усилена авиационная безопасность. Органы полиции, ФСБ. активно с нами сотрудничают. Транспортная безопасность будет неоднократно проверяться».
Например, после матча Бразилия — Коста-Рика болельщики из Бразилии будут в одной части буферной зоны, а из Коста-Рики — с другой. Это предупредит столкновения болельщиков не только перед зданием аэропорта, но и в нём. Для этого в Пулково «разводят» время вылетов — при всём желании столкнуться в аэропорту фанатам не удастся.
КАК В ПУЛКОВО ИДЁТ ПОДГОТОВКА К ЧЕМПИОНАТУ
Пулково-2 продолжает набирать и обучать персонал, ремонтирует залы, закупает новую технику. Максимальная ожидаемая проходимость — 1000 человек в час, и пассажиры не должны испытывать дискомфорта.
Команда, которая курирует операционные испытания, взялась за проект около месяца назад. В её работу входит и подготовка кадров — всего планируют обучить 350 сотрудников аэропорта и государственных контрольных органов.
Во время чемпионата будет работать специальный штаб, в который войдут сотрудники аэропорта, таможенники, представители госорганов, пограничного контроля и авиакомпаний. Выполняя свою роль, каждый из них будет координировать процессы, связанные с обслуживанием в аэропорту и контролировать общую ситуацию. Важно, чтобы чемпионат не повлиял на регулярный трафик аэропорта.
ЧТО С ПУЛКОВО-2 СЕГОДНЯ
Залы Пулково-2 ещё не полностью готовы к чемпионату, мы стали очевидцами ремонта. Рабочие сверлили при нас.
Официально готов к встрече болельщиков аэропорт будет 17 мая.
ЧТО ЕЩЁ ОТКРОЮТ В АЭРОПОРТУ
— стойку Tax Free (вероятно, одним из операторов будет российским);
— парковку на Пулковском шоссе. Прямо напротив терминала можно будет бесплатно оставить автомобиль на 3 часа. Парковка откроется в мае.
А вот Duty Free не планируется, так как аэропорт будет работать только во время чемпионата.
ЧТО БУДЕТ С ПУЛКОВО-2 ПОСЛЕ ЧМ-2018
По правде говоря, что будет с терминалом после матча, сказать сложно — решение городом и «Воздушными Воротами Северной Столицы» пока не принято. Пулково продолжает вести переговоры и консультации с администрацией Петербурга по возможным условиям аренды терминала. В том числе рассматривается не новая история с лоукостерами — по этому сценарию Пулково-2 станет аэропортом для бюджетных рейсов. Неплохо, если всё получится.
Что ж, мы убедились, что в Пулково всё под контролем — за болельщиков и горожан не волнуемся.