На первый взгляд может показаться, что выращивать сельскохозяйственную продукцию, придерживаясь принципов органического земледелия, экономически невыгодно. Да и как небольшому хозяйству вообще тягаться с сельскохозяйственными гигантами, подчинившими себе рынок? В чем секрет урожайности и популярности у покупателей продукции органического земледелия ?
На эти и другие вопросы «Делового Донбасса» ответил двадцатисемилетний фермер из Шахтёрского района Роман Галаган.
— Как становятся фермерами молодые люди, у которых была перспектива найти своё место в более «непыльной» сфере производства?
— В моем случае, наверное, сказались гены. Сейчас живу в Шахтерске, а родился я в селе Великая Шишовка Шахтёрского района, где и провёл свои юные годы. После школы получил высшее образование - окончил Донецкий национальный технический университет по специальности «Экономическая кибернетика». Но тянуло к земле. Дело в том, что мой отец фермерствует уже более 20-ти лет.
— То есть, вы уже потомственный фермер?
— Да, я потомственный фермер и не в первом поколении. Мой дедушка посвятил всю свою жизнь сельскому хозяйству.
Мы занимаемся выращиванием зерновых культур. Это - основное направление нашей деятельности. Выращиваем и кормим своих животных.
— Помимо экономического базиса, который у Вас есть, работа на земле требует ещё и знаний из области сельского хозяйства.
— Вот с этим у меня проблемы. На помощь приходит отец, у которого богатейший жизненный опыт. Поэтому я стараюсь перенимать опыт и знания у него.
В своё время помогал отцу работать на земле. Но вот буквально в ноябре 2017 года у меня возникла идея открыть фермерский магазин в городе, целью которого было бы кормить людей качественными продуктами собственного производства и при этом стараться, чтобы цены не были заоблачными.
Нашли подходящее помещение в Торезе и после необходимой подготовительной работы начали торговать, чем, кстати, я тоже до этого не занимался.
Мы стараемся держать цену на уровне рыночной и следим за качеством нашей продукции.
— Перечислите ассортимент вашей продукции, что у вас на прилавке. Магазин ведь уже работает?
— Да, магазин работает с декабря 2017 года. На данный момент у нас в мясном ассортименте есть свинина, баранина. В ближайшее время планируем завести домашних перепёлок, курицу и говядину.
Это – что касается мясного ассортимента. Плюс к этому у нас есть молочная продукция – творог, брынза, сепарированная сметана и молочко.
Есть у нас также домашние яйца – куриные и перепелиные.
— Всё перечисленное вы производите в своем фермерском хозяйстве или есть кооперация с кем-то еще?
— Есть кооперация с другими производителями. Если всё хорошо, продукция соответствует стандартам качества, то я могу завозить её в магазин.
Я стараюсь работать честно, тщательно оберегая честь марки «Эко-ферма «Деревенька». Есть фермеры, которые выращивают продукцию, ориентируясь на рыночный сегмент, а есть которые работают на семью. Это сложно определить на глазок, поэтому я смотрю, на чем выращена продукция, которая попадает ко мне на прилавок, чтобы потом было не стыдно смотреть своим покупателям в глаза. Я не хочу терять марку, ведь мы уже себя неплохо запозиционировали за эти три месяца.
— Вы живёте и работаете в Шахтерске, а магазин открыли в Торезе. Это чем-это объясняется?
— Когда возникла идея, и мы начали искать площадь под магазин, то единственный вариант, который был хорош по проходимости, по посещаемости, оказался именно в Торезе.
— То есть маркетинговое исследование рынка как экономист провели?
— Да, не совались наобум.
— А велики транспортные издержки, которые в конечном счёте ложатся на себестоимость реализуемой продукции?
— Магазин не так далеко, Шахтерск и Торез находятся по соседству. К тому же, у нас ферма находится в Шишовке. Если посмотреть по карте, то она находится на одинаковом расстоянии от Тореза и Шахтерска. Поэтому вопрос логистики даже не возникал. Единственное самому туда ездить часто дороговато.
— Магазин большой по площади?
— Нет, 35 квадратных метра. Там у меня стоит две витрины, один холодильный шкаф для мясной продукции и стеллажи.
— Ну, и как торгуете, не в убыток?
— Первые месяцы мы работали в убыток, так как не было еще ни базы клиентов, ни собственной переработки. К тому же я не мог продавать плохую продукцию, и если на что-то истекали сроки реализации, то мы это всё утилизировали.
— Магазин находится в центре Тореза?
— Не в самом центре, а в жилом микрорайоне. Там вокруг многоэтажки. А у нас идет ряд павильонов из шести магазинов. Они имеют хорошую проходимость, к тому же, недалеко от больницы. Место хорошее, на микрорайоне - это не где-то на отшибе. Мы стараемся так работать, чтобы к нам ездили покупатели из других городов. В планах есть мечта открыть аналогичный магазин в Шахтерске.
— Как вы продвигали свою марку на рынке? Проводили какие-то рекламные акции?
— В основном наша реклама – это «сарафанное радио». Продвигали торговую марку «Деревенька» при помощи знакомых. Было очень сложно, так как магазин я открывал впервые. Была некоторая суматоха: как это всё делать?
Сначала пошли люди, просто проходившие мимо. Потом, к моему удивлению, очень быстро сработало «сарафанное радио». Третьим фактором стало то, что 80% продаж зависят от добросовестности продавца. Продавца у меня не было и за прилавком стоял сам. А я знаю, что рассказать о предлагаемой покупателю продукции, так как знаю товар в «лицо».
Ещё у нас есть группа в социальной сети ВКонтакте, в которую мы вкладывали деньги, рекламировали по группам Тореза. Она тоже приносит свои серьезные плоды. Сейчас мы готовимся к проведению рекламных акций, раздаче листовок.
Кроме того, очень хочу присутствовать со своей продукцией на городских ярмарках.
— Сейчас ярмарки популяризирует Министерство промышленности и торговли. Они работают в этом направлении с местными администрациями, целенаправленно подталкивая их проводить ярмарки ко всяким праздничным дням.
— Мы тоже двигаемся в этом направлении. У нас есть мясо, а праздник – это, как у многих принято, шашлык. Не за горами весенние праздники – ранняя Пасха, а затем и майские праздники.
— Что вы планируете себе на перспективу? Вот разовьете вы этот магазинчик, а что дальше?
— У меня есть серьёзные задумки. Я очень хочу расширить ассортимент, добавить говядину и что-то типа экзотического мяса. Кроме того, я серьёзно настроен на расширение переработки и кулинарии. Сейчас это небольшой ассортимент, занимает витрину, но в планах у меня развивать это направление. Я хочу позиционировать торговую марку «Деревенька», как производителя высококачественной продукции.
Это наш собственный брэнд и есть даже свой логотип. Мы хотим и дальше продвигать его на рынке, чтобы люди потребляли хороший, качественный продукт по приемлемой цене.
— Успехов Вам в этом деле!
Подводя итог беседы, следует отметить, что сельское хозяйство как отрасль, является той сферой экономики Республики, которая формирует агропродовольственный рынок, продовольственную и экономическую безопасность ДНР, активизирует трудовой потенциал сельских территорий.
«В каком направлении двигаться?» — сегодня это один из самых насущных для нашего АПК вопросов. Эксперты видят хорошие перспективы в развитии фермерства. Именно частные фермерские хозяйства могут придать весомость этой отрасли в нашем промышленном регионе.
«Деловой Донбасс»