В последние годы все чаще высказывается мнение о необходимости возврата к исконным русским ценностям, важное место в шкале которых занимает так называемая традиционная семья. Розовы из Ярославля — как раз такая ячейка общества: живут по Домострою, тоскуют по царской России и увлекаются реконструкцией (воссозданием быта былых времен). Фотограф Аша Маилз сняла фотоисторию о буднях необычной семьи.
Семья как социальный институт — «ячейка общества» — всегда имела особую ценность для государства, а в дореволюционной России была еще и неразрывно связана с православной церковью.
В былые времена именно церковь определяла духовные и морально-нравственные ценности, а семья представляла собой уменьшенную модель религиозного культа, где муж олицетворял собой Бога. Жене предписывалось почитать мужа и занимать подчиненное положение, а мужу надлежало покровительствовать жене. Основой семьи не могли быть чувства супругов друг к другу, непременно должно было присутствовать объединяющее начало — богопочитание.
В современном мире ценности меняются, и у людей есть возможность самостоятельно выбирать жизненные ориентиры. Равноправие между мужчиной и женщиной стало нормой, а религиозные основы семейных отношений почти вытеснились советскими традициями. Лишь в немногих семьях жена сознательно соглашается с подчиненным положением, которое предписывает во всем уступать мужу, обращаться к нему на «вы». Семья Розовых из Ярославля — яркий пример возвращения семейного уклада такого типа.
Церковные ритуалы в жизни Алины, Сергея и их четырех дочерей играют едва ли не главную роль. Алина увлекается шитьем старинных нарядов и принимает участие в игровых балах, внося в наше время эстетику старины. Создается иллюзия перемещения в далекое прошлое — в те времена, когда царя полагали наместником Бога и танцевали вальсы в усадьбах. В наши дни многие увлекаются реконструкцией, но для семьи Розовых это не просто дань моде, а глубокая ностальгия по красоте прошлых веков, по непоколебимым устоям царских времен и церковных традиций. И, конечно, проявление патриотизма. Алина и Сергей женаты уже 15 лет. Сергей — казачий атаман Ярославской области, Алина большую часть времени проводит дома, занимаясь детьми, домашними делами и шитьем нарядов.
Алина и Сергей женаты уже 15 лет. Сергей — казачий атаман Ярославской области, Алина большую часть времени проводит дома, занимаясь детьми, домашними делами и шитьем нарядов.
У пары четыре дочери, старшей 14 лет, а младшей — три года. Их зовут Ульяна, Евфросинья, Мелания и Дарья.
Дети ходят в школу, где большое внимание уделяется богословию. Десятилетняя Фрося без запинки может назвать все значения цветов иконы.
Помимо стандартных школьных предметов девочки обучаются всему тому, что положено благородным девицам: пению, шитью, игре на фортепьяно.
Одно из увлечений семьи — балы и культура прошлого. По словам Алины, она всегда восхищалась красотой традиций царской России, нарядами дам и утонченным этикетом балов.
«Платье, где каждая деталь сделана вручную, — совсем не то же самое, что сегодняшние однотипные фабричные наряды, которые принято считать модными. Нет в этом красоты, нет в этом женщины», — говорит Алина.
Алина своими руками шьет платья для себя и дочерей, не отказывает и другим поклонникам эстетики прошлого.
Балы сегодня стали довольно распространенным развлечением. В попытках возродить ушедшие традиции, «бальники» регулярно собираются в старинных усадьбах по всей России и называют свои встречи «приемами». Различаются эти мероприятия воссоздаваемой эпохой и масштабами. Информацию о них легко найти в сети.
Алина говорит, что ради крупных балов они выезжали в Москву и Петербург. В балах принимают участие всей семьей, даже для самой маленькой дочки есть соответствующие наряды.
Однако «прекрасное прошлое», воссозданное Алиной, находит выражение не только во время мероприятий. В обычной жизни семья тоже старается по возможности красиво одеваться, да и дом их обставлен с отсылкой к старине.
Многие предметы современные, однако в тяжелых гобеленах, пышных скатертях и витиеватых ножках мебели угадывается ностальгия по безвозвратно ушедшей эпохе.
Больше всего семье по сердцу именно царская Россия. На стенах дома и в машине — портреты Николая II и Александры Федоровны. Они признаны святыми мучениками, и семья Розовых чтит их жертву.
По словам Сергея, есть предположение, что и в роду Розовых были мученики. Точно известно, что прадед Сергея был священником, которому удалось избежать репрессий. Поэтому приход в православное христианство для Сергея — естественный процесс.
Розов говорит, что семья отражает общество в целом, поэтому если семья теряет свои традиции, это отражается и в более широких сферах.
Глава семьи сожалеет о позабытом сегодня домострое, который, хоть и устарел по форме, остается, по его мнению, основой основ с точки зрения морали.
«Страна — это та же семья. Если теряются ценности в семье, то и на более высоком уровне происходит то же самое. Об этом говорится в "Домострое". И хотя с точки зрения каких-то бытовых вещей он уже не так актуален, главное, что он показывает вертикаль власти и доминирование традиционных ценностей. Он прекрасно рассказывает о функциях мужа, жены и детей. Если Евангелие дает установки, то "Домострой" говорит об их применении: "Чти отца своего и матерь свою, и благо тебе будет — проживешь долго"», — разъясняет Розов.
«Да убоится жена мужа своего», — цитирует Сергей, имея в виду то, что женщине надлежит почитать и уважать супруга, слушаться его. Детям же и вовсе не пристало перечить старшим.
На вопрос «Что такое семья» даже младшие дочери без запинки отвечают: «Семья — это маленький храм».
«Семья — это не только способ служения, но и кусочек благодати, счастья. "Счастье" происходит от слова "часть". Мы все стремимся к блаженству. Блаженство — полнота, часть которой присутствует на земле (полностью блаженным быть невозможно). Эта часть — семья, через нее можно быть приближенным к богу. Маленький ребенок — это ангелочек, образ божий. Раньше всегда было много детей в семье, ведь маленький ребенок облагораживает семью. Ангелочек, находящийся рядом с нами, хорошо влияет и на окружающих», — говорит Сергей.
Сергей — патриот. Будучи атаманом казачьего общества, говорит о патриотизме как о сознательно выбранной форме служения Богу.
«Мир не меняется, он такой же, как был 2000 лет, 3000 лет назад. Меняется только внешнее (телефоны и прочие удобства). Традиционные ценности идут от православия. Православие является выражением этих традиционных ценностей. Их нельзя забывать».
«Это заложено где-то на уровне подсознания. Только здесь я чувствую себя как дома — в родной стране, со своим укладом и менталитетом. Мне есть с чем сравнивать, я побывал во многих странах Европы и Азии. И хотя мы с семьей выезжаем за границу на время отдыха, жить — только здесь, только в России!»