«Взрыв аркад», домашние консоли, портативный карманный и домашний компьютер, первый киберспортивный турнир, первая в мире онлайн-игра.
Фактически, первый киберспортивный турнир, пусть и скромное по своим масштабам, было проведено в 1972 году – в Лаборатории Искусственного Интеллекта Стэнфордского университета. Тогда около 25 человек приняли участие в турнире по Space War на PDP-10. Игра была представлена в трех категориях – командный зачет 2 на 2, пятеро игроков, каждый играл сам за себя, и одиночные битвы. Победителям вручили годовую подписку на журнал Rolling Stone, а освещал это небольшое событие известный журналист Стюарт Брэнд, что, между прочим, фактически стало первым упоминанием в СМИ о компьютерных соревнованиях. В том же году появилась первая игровая приставка Magnavox Odyssey, которая задала темп развитию индустрии.
В ближайшие 8 лет такие крупные компании, как Nintendo, Phillips, Atari, Radio Corporation of America и многие другие боролись за первенство на рынке. Благодаря этим «состязаниям» период с 1972 по 1980 год являлся одним из самых продуктивных: появлялись приставки следующих поколений, портативные карманные компьютеры, новые процессоры для персональных компьютеров, произошёл «взрыв» аркадных автоматов и игр аркадного жанра, FPS, RPG.
80е годы, с выходом Sinclair ZX80 и Atom, считаются началом эпохи домашних компьютеров. Именно в этот период появляются первые компании по производству компьютерных игр.
Соревнование между игроками на расстоянии
Ещё один важный шаг в развитии киберспорта - появление первой многопользовательской онлайн-игры в мире – MUD (1978г). Приключение, в котором игроку предлагались широкие возможности взаимодействия с виртуальным миром – перемещения, исследования предметов, комнат, чат и многое другое, однако, игра была целиком текстовой. Изначально игра была установлена на компьютеры университета Эссекса, так что доступ к ней имели только студенты. Однако уже в 1980 году внутреннюю сеть университета подключили к прародителю современного интернета – ARPAnet, и игра стала доступна большинству студентов по всему миру. MUD сделал возможным соревнование между игроками на расстоянии.
Все эти новые разработки привлекли к индустрии внимание публики. Производители стали устраивать официальные турниры с участием спонсоров и зрителей, а также освещали их в СМИ. И одним из таких соревнований стал Space Invaders Tournament, организованный компанией Atari в 1980 году, в котором приняли участие более 10 тысяч человек. Даже по нынешним меркам это довольно большая аудитория. Например, на ивенте ESL ONE в Нью Йорке в 2016 году, по компьютерной игре “Street Fighter 5” общее число участников было 1024 человека. А на турнире по “Dota 2” International 2016 – 5210 человек. По словам первого в мире журнала, посвященного исключительно играм – Electronic Games «турнир по Space Invaders закрепил за аркадными играми звание серьезного хобби».
Не забываем подписываться на канал, и ставить лайки. Вы помогаете развитию канала.
Автор: Владимир Викулов
*Статья основана на материале из диссертационной работы «Киберспортивная журналистика. Становление и тенденции развития» Викулов В.В. ТвГУ, 2017