Найти тему
журналист

Русский космизм от Гагарина до Гагарина: есть ли у истории смысл?

Чарльз Дарвин был великим мыслителем, и его теория происхождения видов через естественный отбор полтора века господствовала над умами. Не менее убедительной была и теория возникновения жизни на земле, созданная на основе дарвинизма академиком Александром Опариным. Ничто не вечно под луной: проходит время, и сами биологи указывают на уязвимые места дарвинизма. Теории ведь тоже подлежат отбору, и вот уже прямо на наших глазах очевидное становится сомнительным.

Новый взгляд на эволюцию живого мира и планеты как на осмыслнный процесс- идею ноосферы - предлагает наследник идей русского космизма Владимир Вернадский. В унисон ему французский коллега Тейяр де Шарден пишет знаменитый труд "Феномен человека". Когда я был студентом, "Феномен человека" тайно распространялся через самиздат и давался почитать строго на одну ночь. Не помню, были ли в этой книге убойные аргументы против дарвинизма. Возможно, что и нет. Но суггестивная сила текста была такой, что непостижимым образом сдвигала что-то в мировоззрении. Как раз тот случай, когда образность и поэзия может значить в познании не меньше, чем наука и логика.

Итак, что движет эволюцией - слепой случай или смысл? Причина или цель? Прошлое или будущее? Все ключевые, великие вопросы философии так или иначе преломляются в разных науках и применительно к разным обласятм знания. Пожалуй, самое убедительное разрешение эта дилемма получила в психологии при решении проблемы формирования двигательного навыка. На этом поле "квазидарвинстская" модель проб и ошибок Торндайка была безоговорочно повержена теорией построения движений Николая Бернштейна. Но ведь вопрос о механизмах эволюции можно ставить применительно не только к живой природе, но и к обществу.

Есть ли у истории цель и смысл? Прошлое движет ею или будущее? Пропечатаная в головах старшего поколения теория Маркса-Энгельса, казалось бы, носит выраженный причинный характер. Причина всех сколько-нибудь серьезных социальных трансформаций - это естественный, неуклонный, присущий самой природе общества рост производительных сил. Но как так получается, что экстраполяция причиной цепочки в будущее приводит вдруг к тому самому идеалу общественного устройства, который исповедовал Маркс в своих ранних работах? Каким таким чудом механическое следствие "естественноисторических" причин совпало с мечтой мыслителя о преодолении отчуждения труда? Не морочил ли нам голову великий классик? Не есть ли вся эта формационная теория лишь лукавая маскировка, предпринятая ради протаскивания проекта общественного переустройства через фильтры господствующего в те времена причинного, "научного" взгляда на мир? В отличие от Маркса, Николай Федоров (по отцу Гагарин) прямо и недвусмысленно заявил о том, что историю человечества направляет великий замысел, осуществить который Человек призван совместным трудом с Богом.

Как говорил другой великий классик, истина не обяазательно должна сказываться: иногда она просто показывает самое себя. По критериям выбора на вакансию героя Юрий Алексеевич Гагарин имел идеальную для партийного руководства страны биографию. Простой парень из крестьянской семьи, хлебнуший горя и лишений военного времени, активист ДОСААФ, затем - блестящий военный летчкик, влюбленный в небо профессионал. При этом Гагарин обладал редким даром обаяния, что тоже не могло не повлиять не решение властей. Именно это его человеческое качество после возвращения из полета и многочисленных поездок по странам позволило приумножить мировую славу русской космонавтики не меньше, чем в свое время необыкновенное обаяние Ивана Тургенева принесло и приумножило славу русской литературы в Европе. Конечно, нет ничего удивительного в том, что блестящая биография и редкие личные качества совпали. сошлись на одном самом достойном человеке. Пртийному руководству было из кого выбирать. Но как могло случиться, что выбор быть первым космонавтом пал на однофамильца основателя русского космизма? Фактически, на однофамильца идейного врага советской власти? Бывают в жизни сопадения, теоретическая вероятность которых как бы и не нулевая, но уверовать в случайность которых просто не получается. Это - информация к рамышлению о том, что движет историей, в том числе и историей русского космизма.

Иллюстрация Александра Сплошнова.