Каждый из нас сталкивался с этим: просматривая отснятый кадр на ЖК-дисплее камеры или в окне графического редактора, мы обнаруживаем, что с фотографией что-то не так. То неудачная композиция, то некорректная экспозиция. Либо изображение недостаточно резкое, как хотелось бы, а цветопередача неестественна. Как бы там ни было, вы не сможете однозначно указать на то, что в фотографии неправильно, но вы будете твёрдо уверены: что-то в ней не так...
Вторая подборка причин неудачных снимков и способов борьбы с ними будет посвящена ошибкам композиции. Итак, начнем!
Композиция вашей фотографии неудачна, потому что…
1. Задний фон слишком пёстрый
Этот момент очень легко упустить из виду, особенно если все ваше внимание (и объектив) прикованы к объекту съёмки, а не к заднему фону. Но прежде, чем сделать снимок, еще раз окиньте взглядом снимаемую сцену: будет ли снимок выглядеть лучше без ветвей дерева/рекламного агента, пытающегося привлечь ваше внимание/красного автомобиля на заднем фоне вашей фотографии? Да. Да, однозначно, он будет лучше!
2. Вы используете слишком скучный угол съёмки
Перестаньте снимать большинство фотографий с уровня ваших глаз! Опуститесь на землю (не бойтесь испачкаться) или поднимитесь выше! Посмотрите на знакомую сцену под новым углом и вы раскроете её в новом, возможно, неожиданном свете.
3. Вы редко снимаете в вертикальном положении камеры
Вы должны тренироваться компоновать кадр как при горизонтальном, так и при вертикальном расположении камеры. В следующий раз, когда вы соберетесь снимать сцену, которую обычно снимаете, расположив камеру горизонтально, просто поверните ваш фотоаппарат на 90 градусов и снова скомпонуйте кадр.
4. Вы не выделили объект съёмки
Объект съёмки теряется на фотографии? Он сливается с фоном? Приблизьтесь к нему, используйте меньшую глубину резкости, или найдите угол съёмки, способный выделить из окружающего пространства фотографируемый вами объект.
5. Вы регулярно компонуете кадр, располагая объект съёмки по центру
Попробуйте немного сместить объект съёмки из центра кадра. Совместите его не с центральной точкой автофокусировки, как обычно, а с одной из нецентральных. При этом разместите объект съёмки так, чтобы он был обращён в сторону большего пространства в кадре.
6. Вы не проверили край кадра
Если вы скомпоновали кадр так, что главный объект съёмки касается края кадра, то ваша фотография будет производить впечатление зажатого, ограниченного пространства. Старайтесь оставлять вокруг снимаемого объекта достаточно пространства, чтобы он не выглядел зажатым и ваша сцена, что называется «дышала».
7. Завален горизонт
Притча во языцех. Заваленный горизонт может очень сильно испортить впечатление от фотографий, особенно, отснятых на побережье – будет создаваться впечатление, что вода вот-вот польётся из-за рамки. Избежать заваленного горизонта можно активировав в камере электронный уровень, а также ориентируясь на сетку в режиме LiveView, или совместив линию горизонта с точками автофокуса в видоискателе.
8. Вы не подумали о балансе
Когда речь заходит о композиции, нечётные числа – самое лучшее, что можно придумать. «3» — это просто магическое число в композиции, позволяющее идеально сбалансировать один главный объект с другими элементами в кадре. Помните о правиле третей!
9. Видоискатель камеры не даёт 100% охвата кадра
Как правило, только в топовых зеркалках имеются видоискатели, охватывающие весь кадр. Если ваш видоискатель не покрывает 100% кадра, то перед тем, как сделать снимок, немного уменьшите изображение и проверьте: не попадают ли в кадр нежелательные детали. Кроме того, вы можете воспользоваться режимом LiveView, который всегда отображает полный кадр.
10. Вы были недостаточно близко к объекту съёмки
Если вы используете широкоугольный объектив, то всегда должны помнить: такие объективы имеют столь большой угол зрения, что существует опасность, что все объекты на фотографии будут выглядеть мелкими. Подойдите ближе к объекту съёмки и попытайтесь найти на переднем плане сцены интересные моменты, способные привлечь зрителя к вашему кадру.
11. Вы становитесь предсказуемым
Журналы и блоги о фотографии постоянно – ПОСТОЯННО – твердят о правиле третей. Для этого, конечно, есть веские причины: он обеспечивает простейший способ сбалансировать фото. Но если все ваши снимки строятся исключительно на этом правиле, то ваша фотоколлекция будет смотреться однобоко и скучно.