Рано утром 29 ноября, после артиллерийской подготовки, части дивизии пошли в атаку. Немцы оказывали упорное сопротивление. Они оборонялись с яростью обреченных. В течение дня гитлеровцы предприняли девять контратак, одна ожесточеннее другой, но остановить наступление так и не смогли.
Бойцы офицеров Аксенова, Жукова, Гинберга неудержимо продвигались вперед, ломая сопротивление врага.
Смело действовал командир пулеметного взвода лейтенант Матвей Александрович Чикин — уроженец села Кургуза Теньковского района Татарии. Умело расставив станковые пулеметы, он с группой бойцов прорвался на танке через передние траншеи противника и завязал бой в глубине его обороны. Около 60 вражеских солдат уничтожили отважные воины, а роту рассеяли и обратили в бегство.
Поддерживая пехоту, четко действовали артиллеристы офицера Шумейко. Огнем своей батареи они уничтожили три пулеметных точки, разбили семь дзотов врага.
Усиливая натиск, проявляя упорство и отвагу, наши части, взаимодействуя с другими дивизиями, смяли противника и с боем ворвались в хутор Вертячий. В этой атаке участвовал литсотрудник дивизионной газеты «Вперед к победе» казанец лейтенант Павел Кузьмич Евгеньев, который вместе с бойцами очищал поселок от засевших в нем фашистов. Командование наградило его за личную храбрость медалью «За отвагу».
Вот как об этом бое рассказывал сам П. К. Евгеньев:
«Когда я добежал вместе с бойцами Василия Жукова до окраины хутора, впереди, недалеко от меня, шел жаркий бой. Стучали фашистские пулеметы, в сплошной треск сливались винтовочные и автоматные выстрелы. По нашим бойцам немцы вели сильный огонь.
— Вперед! — подал команду Жуков.— Бойцы побежали и я вместе с ними. Только выскочил из-за угла сарая, как напоролся прямо на гитлеровцев, возившихся около миномета. Несколько автоматов затрещало одновременно. Фашисты упали. Не останавливаясь, бойцы побежали дальше к центру хутора. Сильная стрельба раздавалась впереди слева. Но Жуков вел солдат не на выстрелы, а все время куда-то в сторону. Где-то совсем близко строчил немецкий пулемет. Когда я вбежал вместе с бойцами в полуразрушенный дом, там было пусто. Неожиданно в подвале грохнула граната, посыпалась штукатурка, кто-то дико завопил, а рядом в темноте стонал раненый и звал кого-то на чужом языке.
Мы снова выскочили во двор. Стреляли со всех сторон. С запада, с окраины хутора густо неслись пули и посвистывали над головами. Стоять на месте было опасно. Несколько солдат прыгнули в лаз, который вел под фундамент одного из домов. В темном и тесном подземелье воняло взрывчаткой, ядовитый дым выжимал слезы из глаз. Слышно было, как впереди наши солдаты схватились с немцами врукопашную.
Вскоре из траншеи выскочил Жуков и на ходу крикнул:
— Вперед! К блиндажам!
Я побежал следом за ним. Лейтенант бросил в дверь блиндажа гранату. Я не успел отскочить и меня хлестнуло горячим воздухом, осколки пронеслись рядом со мной. Бойцы, бежавшие впереди, гранатами и прикладами пробивали себе путь вперед.Вскоре бой начал затихать. Только в тылу за хутором строчил пулемет и негромко хлопали рвавшиеся мины».
Читать больше похожих историй
Понравилась статья? Поставь лайк и подпишись на канал!