У маркетологов, как правило, особый режим работы. Праздники, выходные и прочие всенародные гуляния чаще всего являются самым рабочим для маркетолога временем. Ничего удивительного - кто-то же должен всё это придумывать, организовывать, проводить и анализировать. Однако, тот факт, что календарь маркетолога не похож на календарь здорового человека, совершенно не означает, что маркетолог не должен отдыхать. Должен, и должен обязательно. Но тоже по своим правилам.
Семь правил ухода в отпуск для хорошего маркетолога:
1. Планируя отпуск, ориентируйтесь на рабочий календарь. С одной стороны, это значит, что вам вряд ли удастся каждый год сбегать ото всех, скажем, на майские праздники, с другой - вы получите возможность увидеть то, что большинство туристов не увидят никогда, потому что будете ездить тогда, когда это самое большинство работает.
2. Рассчитывая даты поездки, не забывайте о Правиле двух дней. Пусть у вас всегда будет свободный день перед отъездом и ещё один - после возвращения, перед выходом на работу. Это время нужно для того, чтобы:
- успеть дорешать нерешённое (случается даже у гуру тайм-менеджмента);
- успеть подготовиться к отъезду (как правило, перед отпуском маркетологи работают почти круглосуточно);
- адаптироваться после возвращения (выдохнуть, уложить в голове все эмоции и впечатления, вспомнить, где и над чем вы работаете).
3. Пишите инструкции остающимся. В последний день перед отпуском (желательно, не позже обеда) разошлите подробные письма:
- коллегам - задачи, которые вы передаёте им на время отпуска, включая контакты партнёров, необходимые документы и доступы;
- подчинённым - порядок работы на время вашего отпуска, включая представление и круг полномочий вашего заместителя, необходимость и периодичность отправки вам отчётов, задачи, которые должны быть решены к моменту вашего возвращения;
- руководителю - краткий срез по всем ключевым показателям на момент вашего ухода в отпуск, план работ на это время и контакты заместителя;
- партнёрам по актуальным проектам - краткий статус по проекту, контакты заместителя и желаемый статус на момент вашего возвращения.
Не забудьте во всех письмах указать даты вашего ухода и возвращения.
4. Настраивайте автоответ/ставьте соответствующие статусы в рабочих мессенджерах. Помните, что автоответы, как правило, можно настроить по-разному для разных групп получателей (например, для писем внутри компании и из вне). В зависимости от того, кому предназначается автоответ, он может содержать:
- даты вашего отсутствия (не обязательно писать, что вы уходите в отпуск, можно, например, предупреждать об ограниченном доступе к почте);
- степень вашей вовлечённости на это время (нет доступа, ограниченный доступ, отвечаю по возможности и так далее);
- emergency contacs (свои и/или заместителя).
5. Оповестите тех, кому это важно, о вашем графике в отпуске. Важно обозначить, в какой момент и для какого типа связи вы можете быть доступны, а в какой - не будете доступны вообще.
Важно! Нет никакой проблемы в том, что вы уедете в ашрам и на 10 из 14 дней отпуска совершенно забудете о существовании цивилизации - вы полностью имеете на это право, я ни в коем случае не считаю, что маркетолог должен быть в отпуске на связи постоянно. Этот пункт о том, что ваши коллеги должны понимать, в какие моменты они точно не смогут рассчитывать на связь с вами и даже в случае высадки инопланетян должны будут принимать самостоятельные решения.
6. Определите критерии срочности и важности. Скорее всего, есть вещи, о которых вы хотели бы быть в курсе, в любом случае. Перечислите их в письме. Кроме того, договоритесь о том, что будет считаться форс-мажором. На такой случай можно оставить доверенному лицу, например, телефон вашего спутника или отеля, в котором вы остановитесь.
7. Не провоцируйте общение по рабочим вопросам. Многие маркетологи гиперответственны, поэтому не могут перестать проверять почту и заглядывать в родные соцсети даже в отпуске. Это критически неверный подход к отдыху - ваша задача максимально перезагрузиться и вернуться к делам со свежей и полной новых идей головой, а это возможно только в случае временного, но полного отключения ото всех текущих проблем, вопросов и рутин.
И ещё одно правило. Внезапность - не для маркетологов, простите. Представьте, что вы с коллегами полгода готовили фестиваль, конференцию или день рождения компании. И вот, за три дня до мероприятия, ваша вторая половинка радует вас внезапным туром в Самое-прекрасное-место-в-мире, и как раз в даты запланированного события (зачем вам нужны отношения с человеком, которому плевать на то, над чем вы работали столько времени, мы обсуждать не будем - это ваше личное дело). Вариантов развития событий три:
- вы объясняете ситуацию второй половинке и никуда не летите;
- вы объясняете ситуацию руководителю и команде, улетаете и постоянно находитесь на связи, делая всё, что возможно делать удалённо;
- вы, в прямом смысле, круглосуточно работаете до отъезда, но решаете максимальное количество вопросов, связанных с подготовкой мероприятия, и делегируете свои функции на мероприятии верному коллеге, а потом улетаете.
В первом случае вы никого не подвели, но, возможно, испортили личные отношения.
Во втором - не получаете удовольствия от поездки и выполнили то, что должны, хуже, чем могли бы, если бы присутствовали.
В третьем - вы перенапряглись сами, напрягли всех вокруг и всё равно не смогли нормально отдохнуть в поездке, потому что телефон вам выключить никто не даст.
Как говорится, "оба хуже". И это я ещё не пишу про всевозможные накладки и неожиданные проблемы.
Вывод: форс-мажоры происходят чаще, чем нам того хотелось бы, поэтому маркетолог не должен множить их самостоятельно, тем более, что планирование - это базовая функция маркетинга.