Получение компанией Nord Stream 2 AG разрешения на строительство и эксплуатацию газопровода в германской исключительной экономической зоне хоть и было ожидаемо в Киеве, но все же привело в паническое состояние деятелей киевского режима и менеджеров НАК «Нафтогаз Украины». Плюс к этому глава «Газпрома» А. Миллер заявил, что при укладке «Турецкого потока» «все идет по плану». Что тоже далеко не на пользу Киеву.
Еще в конце февраля с.г. глава НАК А. Коболев заявлял депутатам в Верховной раде, что, если Германия выдаст разрешение России на строительство «Северного потока - 2» (Nord Stream II, СП-2) в балтийских водах, то Украине нужно будет приложить все возможные усилия для воспрепятствования реализации этого проекта. «Если это произойдет, время будет идти на месяцы», – подчеркнул он тогда.
«РБК-Украина» со ссылкой на источник в украинском МИД пишет: «У Украины есть как минимум два месяца, чтобы воспользоваться текущей ситуацией и убедить крупных геополитических игроков как минимум оттянуть сроки старта строительства «Северного потока - 2». И тут же приводит слова украинского дипломата (пожелавшего быть инкогнито): «Но глобальная наша цель – не допустить того, чтобы газопровод был построен. Потому что, как только РФ завершит строительство, она уже не будет дожидаться разрешений от Европы, а сделает все, чтобы вывести из строя украинскую ГТС. Все – вплоть до диверсии».
К буйной фантазии киевских чиновников в данном случае нам не привыкать. В случае с продвижением решений по СП-2 она лишь подчеркивает, какая паника началась в Киеве. 30 марта коммерческий директор «Нафтогаза» Ю. Витренко заявил, что после запуска проекта СП-2 Украина потеряет 3% ВВП, и призвал провести «работу с партнерами в Европе». Сейчас Киев надеется на решение Совета Европы, которое, возможно, повлияет на судьбу как СП-2, так и украинской ГТС.
Следует отметить, что потеря транзита для экономики Украины может иметь катастрофические последствия. И дело здесь даже не в $3 млрд., которые «Нафтогаз» надеется получить в этом году от транзита российского газа и которых может недосчитаться в последующем. Для сравнения: за прошедший год на драконовских условиях МВФ выдал Украине еще в апреле 2017 г. всего $1 млрд.
По словам киевского эксперта по вопросам энергетики В. Землянского (долгое время работающего в НАК), сокращение объемов или приостановка транзита российского газа по территории Украины поставит под угрозу стабильность работы всей газотранспортной системы, что приведет к трудностям с распределением газа потребителям внутри страны.
К этому следует добавить, что отсутствие транзита в нужных объемах создаст трудности и для реверса газа, что приведет к краху всю стратегию энергетической войны с Россией, которую ведет киевский режим с подачи своих заокеанских кураторов. Таковой может оказаться плата за антироссийскую политику, которую ведет Киев уже не одно десятилетие. Другое дело, что более всего пострадает от этого обычный народ.
Что же хочет предпринять Киев, чтобы убедить Европу отказаться от поддержки планов строительства СП-2? По информации «РБК-Украина», команда, которая борется за интересы украинской ГТС в ЕС и США состоит из представителей «Нафтогаза», украинских и иностранных аналитиков, нескольких народных депутатов и чиновников МИД. Кроме того, в прошлом году НАК заключила договор с американской компанией Yorktown Solutions, которая обязалась лоббировать интересы компании в Конгрессе и администрации президента США.
Большие надежды в Киеве возлагают на инициативу по распространению норм энергетических директив ЕС на российский трубопровод, который одобрила в конце 2017 г. Еврокомиссия. Тамошние эксперты считают: если законопроект будет принят Европарламентом в этом году, то строительство СП-2 будет противоречить европейскому антимонопольному законодательству.
Стоит также напомнить, что ещё в августе прошлого года президент США Д. Трамп подписал закон «О противодействии противникам Америки посредством санкций», который дает право американскому правительству вводить санкции в случае обнаружения поддержки российских спецслужб и сделок с Россией, связанных со строительством СП-2. Тогда же в Сенате был одобрен законопроект, предусматривающий санкции против граждан и юрлиц других стран из-за крупных сделок, связанных с СП-2. В результате его принятия Конгрессом (на что в Киеве очень надеются) под санкции могут попасть европейские компании, участвующие в финансировании строительства газопровода – немецкие Wintershall и Uniper, австрийская OMV, нидерландско-британская Royal Dutch Shell и французская ENGIE.
В середине марта 39 американских сенаторов призвали администрацию Д. Трампа использовать «все имеющиеся в ее распоряжении средства для предотвращения строительства российского газопровода». На руку Украине сейчас может сыграть и скандальное «дело Скрипаля».
Но самый главный козырь «Нафтогаза», который предсказуемо будет разыгран на завершающей стадии строительства обходных газопроводов – корпоратизация компании и передача в совместное управление украинской ГТС европейцам и американцам. При этом значительную долю от транзита могут получить как раз те игроки, которые активно участвуют в совместных проектах с российским «Газпромом» по строительству обходных путей.
Согласно планам «Нафтогаза», к 2020 году акционерами компании должны стать такие финансовые институты, как ЕБРР и ВБ (через Международную финансовую корпорацию). Также в состав акционеров должны войти ведущие международные фонды, подконтрольные американцам. Данная стратегия предусматривает выделение «Укртрансгаза» и всей ГТС из состава группы компаний, входящих в НАК, для последующей передачи в совместное управление с международными газотранспортными компаниями.
В апреле правительство должно утвердить условия конкурса по выбору партнера для управления ГТС. Еще в конце января с.г. Кабмин Украины сформировал рабочую группу по подготовке к конкурсу по привлечению партнера к управлению ГТС во главе с вице-премьером В. Кистионом. Предполагается, что 49% акций этого предприятия будет принадлежать иностранцам. При этом не исключается возможность приватизации в последующем ГТС теми, кто будет допущен в управление.
По словам В. Кистиона, на правительственное объявление о поиске иностранных партнеров якобы откликнулись десять фирм. Среди них словацкий оператор Eustream, итальянский Snam, консорциум Gasunie-GRTgaz, оператор польской ГТС – компания Gaz System и др. Озвученные компании имеют непосредственный интерес в сохранении существующего статус-кво относительно транзита российского газа через украинскую ГТС.
К примеру, словацкий оператор принимает транзитный газ из украинской ГТС, а итальянский транспортирует этот газ в Италию. Кстати, Eustream ещё является инициатором реализации газопроводного проекта Eastring, предусматривающего ежегодный транзит от 20 до 40 млрд. кубометров голубого топлива из северо-западной Европы на Балканы (а потом – в Турцию) и в обратном направлении. В случае прихода Eustream в качестве одного из управленцев украинской ГТС последнюю возможно будет задействовать в данном проекте.
Недавно на страницах киевской «ЗН» был проведен анализ печальных перспектив украинской ГТС. Его авторы А. Домбровский, и.о. председателя комитета ВРУ по вопросам ТЭК, и Л. Униговский, гендиректор ООО «Нефтегазстройинформатика». В соответствии с проведенными в 2017 г. исследованиями немецкого института EWI, на которые ссылаются авторы, в 2030-м украинская ГТС будет транспортировать только 25-30 млрд. кубометров российского газа в год. Такой объем они сами называют смехотворным для системы, технологическая мощность которой в западном направлении в настоящее время составляет 120 млрд. кубометров.
К слову, как выход из ситуации они также предлагают «вхождение иностранного партнера (партнеров) в управление украинской ГТС» для того, чтобы «наладить сотрудничество между европейскими операторами и «Газпромом» именно на украинском маршруте; подтвердить (и для «Газпрома» в том числе) надежность украинского маршрута; обеспечить заинтересованность функционеров ЕС в сохранении транзита природного газа через Украину». Цель всего этого – получить от европейских покровителей «гарантии по минимально необходимому объему транспортировки российского газа в Европу после 2019-го, хотя бы 40-60 млрд. кубометров».
Следует отметить, что украинской ГТС уже более 50 лет. Согласно официальным данным, её ежегодная пропускная способность «на входе» в систему – 288 млрд кубометров, а «на выходе» потенциально может доходить до 179 млрд. Но вся эта система требует серьезной модернизации. Согласно расчетам консалтинговой компании Mott MacDonald, Украине необходимо вложить в её модернизацию около $ 4,8 млрд. Сумма не такая уж и критическая для Киева. Тот же «Нафтогаз» в пресловутую программу энергонезависимости 20/20, предполагающую увеличение добычи газа до 5 млрд. кубометров в 2020 году, к этому времени должен вложить $4 млрд. собственных средств. А здесь дело геополитической важности!
Да, по расчетам «Газпрома», даже полный тариф «Северного потока - 2» (с учетом инвестиционных затрат) будет на треть ниже применяемого российским монополистом тарифа на транспортировку через Украину за счет более короткого транспортного плеча и более высокого давления в системе. Таким образом СП-2 сэкономит европейцам $1 млрд. в год по сравнению с транзитом через Украину. Такой аргумент, безусловно, привлекает европейцев.
Но газ в данном случае – часть большой геополитической схватки с Россией. Экономические расчеты не всегда имеют решающее значение. Ведь если результатом всех этих газовых войн будет то, что через украинскую ГТС Россия вынуждена будет пропускать значительную часть своих энергоносителей в ЕС, то Украина при условии марионеточного режима в Киеве останется хорошей возможностью для американцев влиять на политику Москвы. В том числе и по вопросам цены на энергоносители.
Сейчас США совместно с Великобританией попытаются надавить на Данию и Швецию, чтобы запретить прокладку трубопровода в их территориальных водах. Если это удастся, то сроки ввода СП-2 в эксплуатацию значительно отодвинутся. А это может отложить реализацию проекта.
За это же время в Киеве попытаются довести до логического завершения реформу энергорынка, которую непосредственно курируют американцы. Результатом всего этого может стать переход в собственность иностранцев активов «Нафтогаза», в том числе ГТС. Тогда у европейцев уже появится и материальный интерес сохранить транзит через Украину.