Проект по развитию торговли в малонаселённых и удалённых деревнях запустили в республике
В регионе более тысячи деревень, где магазинов просто нет. Для решения проблемы республика закупила автолавки на 15 миллионов рублей и бесплатно раздала их наиболее проблемным муниципалитетам. Тем, в которых нехватка торговых точек превышает 60 процентов, а деревни с населением меньше десяти человек далеко не редкость.
Поэтому, когда нам предложили воочию увидеть работу передвижного магазина, я подумал, что мы поедем именно в такое обезлюдевшее село. Однако ошибся: деревня Гурдыбашево в Бакалинском районе оказалась довольно большой. Здесь живут около ста человек, но все без исключения пенсионеры. Трудоспособное население разъехалось в поисках лучшей жизни или же работает «на северах». Поэтому больше половины домов заколочены, хотя на первый взгляд село вымирающим назвать сложно. Никаких следов запустения, к тому же улицу оживляют несколько старушек. Как выяснилось, они специально вышли встречать передвижной магазин.
Какой же чай без колбасы?
Для местных жителей приезд автолавки сродни маленькому празднику, хотя раз в неделю она приезжала и раньше. Только ассортимент был скромнее, например, молочных продуктов и колбасы не было вообще. Но если молоко здесь почти у каждого свое, то отсутствие колбасы в переездных магазинах удручало сельчан не на шутку. «Без нее чая не попьешь», — в один голос утверждают гурдыбашевцы. А пьют они его от души.
Колбасы же не было потому, что раньше под автолавки в районе использовали обычные машины — без холодильников, морозильников и прочего оборудования. Но теперь ситуация изменилась: новые автолавки могут торговать и мороженым, и колбасой, и бытовой химией. Машины сделаны на базе «газелей», только вместо одного борта у них витрина с окошком, а внутри спецоборудование.
Но больше всего продавца Альфину Вафину радуют навесные шкафчики, в которых хранятся пакеты с крупами и прочий товар. В прежней автолавке все это путалось под ногами, к тому же зимой не на шутку донимал мороз. Теперь Альфина работает с комфортом при комнатной температуре, потому что есть печка. Все оборудование работает автономно, на отдельных аккумуляторах. Как говорит водитель, на поездку энергии хватает с избытком.
Вот такие пироги
Помимо колбасы, сельчане «безмагазинных» деревень нашли в новых автолавках и массу других преимуществ. «Очень удобно придумали, — говорит местная жительница Алевтина Миндиярова. — Во-первых, на витрине видно, что привезли, не нужно каждый раз продавца расспросами отвлекать. А во-вторых, можно каких-нибудь полуфабрикатов накупить. Вот мой бабай пельмени любит, но капризничает, если я налепила не по его рецепту. Требует, чтобы «ушки» были соединены, а мне больше нравятся в форме вареников и крупные. Теперь он покупает пельмени в автолавке. Круглые и мелкие, какие ему надо».
Пельмени поставляет местное районное потребобщество. Как поясняет начальник отдела Лилия Марданова, когда вся система советской торговли пошла под откос, во многих районах эти учреждения просто исчезли. Однако бакалинцы сумели потребительское общество сохранить и даже придать ему второе дыхание. Сейчас здесь несколько цехов. Они выпускают и те самые пельмени, которые «бабай уважает», и колбасу, без которой чай не чай. Как говорит Марданова, все это производится по советским технологиям и по советскому же ГОСТу. То есть, как положено, из мяса, а не из сои или чего-нибудь еще похуже.
Однако особой популярностью в бакалинских деревнях почему-то пользуются пироги с курагой. Их пекут в кондитерском цехе райпотребобщества тоже по старым технологиям. В Гурдыбашево я был свидетелем, как они шли нарасхват, хотя печь местные пенсионерки и сами мастерицы. «Расходятся за считаные минуты, — подтверждает Альфина. — Никакой другой выпечки здесь не признают, даже тортов. Хотя пироги дешевле лишь ненамного. В чем тут дело, не пойму».
«Видимо, в кураге, — пожимая плечами, вступает в разговор Лилия. — В автолавках мы сухофрукты не продаем, закупаем их только для кондитерских изделий. А вот мясо и молоко берем только у местных».
Выяснилось, что эти самые пироги популярны во всех деревнях, куда ходит автолавка. А таких в Бакалинском районе 13. Как и везде, передвижной магазин приезжает к жителям раз в неделю, но летом будет ходить в два раза чаще.
Автолавку к крыльцу!
Впрочем, пироги с курагой — это сугубо «женский» товар. А вот гурдыбашевские старички-пенсионеры, по мнению их вторых половин, в своих гастрономических пристрастиях серьезно чудят. Непременно круглые и мелкие пельмени — это еще объяснимо. Но вот их повальное пристрастие к… «казенной» лапше быстрого приготовления женщины считают откровенным бзиком. «Не знаю, что наши старики в ней нашли, но каждый раз несколько пачек своему беру. Иначе ворчать будет. У соседок та же история. Едят мужья эту гадость, аж за ушами пищит, и не боятся окончательно желудки себе испортить, — недоумевает одна из местных жительниц. Правда, имя-фамилию назвать постеснялась: — Вдруг мой прочтет и начнет пилить.
Старички у автолавки тоже были. Правда, всего несколько человек: ходить по магазинам, пусть и передвижным, либо «не царское дело», либо и в деревнях шопинг — тоже увлечение слабого пола. И почти все мужчины выражали недовольство тем, что в автолавках не продают сигарет. Их пенсионеры покупают блоками в райцентре или заказывают через односельчан, которые планируют туда поездку.
Впрочем, среди недовольных нашлась и одна женщина. Но жаловалась она на то, что шрифт ценника, по ее мнению, мелковат, и на то, что автолавка не подъезжает прямо к ее дому, а останавливается посреди села.
Без колёс пока никак
Как говорит Лилия Марданова, для продажи табака надо специальное разрешение, а это дополнительные затраты. Между тем в региональном госкомторговли нам пояснили: автолавки убыточные. Однако это социальный проект, и положение спасают бюджетные компенсации. Наряду с потребительскими обществами к нему удалось подтянуть и частный бизнес. В некоторых районах конкурс на передвижную торговлю выиграли частники, они продают как свой товар, так и от других производителей. Преимущественно местных.
Но если к автолавкам бизнесмены интерес проявили, то открывать постоянные торговые точки в «безмагазинных» деревнях никто из них не хочет. «В отдаленных и пустующих деревнях предприниматели терпят убытки уже на стадии так называемых операционных расходов, — пояснили нам в пресс-службе ведомства. — Например, на покупке кассового аппарата и на зарплате продавцу. Даже эти расходы не покрываются, у местных слишком низкая покупательская способность».
Так что автолавки пока остаются единственным способом дать сельчанам колбасы к чаю.
К слову
Летом в Гурдыбашево кратно возрастает спрос на мороженое. Самим пенсионерам оно до лампочки, у них пироги с курагой есть, но ко многим приезжают внуки. Им-то мороженое вынь да положь. Но поскольку ради детворы старики готовы в лепешку расшибиться, то раньше специально ездили за ним в райцентр, закупали, сколько может вместить холодильник. Теперь с добыванием мороженого никаких вопросов нет.
Между тем
Проекты по развитию передвижной торговли запускают и в других регионах. Причем в некоторых пошли еще дальше и начали внедрять мультисервисные мобильные пункты. Жители небольших деревень могут не только покупать товары, но заодно оплачивать коммунальные услуги и налоги, получать денежные переводы.
Опубликовано: 04.04.18 (20:43)