Текст и фото: Антон Ширяев
Жизнь KIA Mohave, а точнее Borrego, как назывался кроссовер в США и Канаде, –это история грандиозного провала. Пожалуй, самого большого в современной истории KIA. Казалось, что в Сеуле всё сделали правильно: Северная Америка сходила с ума по огромным рамным SUV с тремя рядами сидений. Таким, чтобы и 3-тонный прицеп утащить, и всю семью перевезти, и на офф-роуде не застрять. Но рост цен на нефть, а затем и глобальный финансовый кризис перечеркнул всё. В новом десятилетии рынком правили кроссоверы. Совершенно беспомощные вне дорог, не способные тягать столь тяжёлые трейлеры, зато более просторные, экономичные, экологичные и напоминающие легковые машины.
Выпусти KIA свой Borrego в 1998 или хотя бы в 2004 году, то сорвали бы банк, но в 2008-м, когда машину показали публике, мир был уже другим. Корейцы достаточно скромно оценили рыночные перспективы машины –20 000 в год, при том, что ещё в 2007 году Ford продал почти 180 000 рамных Explorer, а Chevrolet – 135 000 TrailBlazer. На деле же в 2009 году своих покупателей в США нашли 10 530 Borrego, и этот год стал для машины лучшим. Уже в 2010 производство на американском заводе в штате Джорджия свернули, а складские запасы распродавали ещё полтора года.
После провала в США корейцы попытались заработать на модели хоть что-нибудь и привезли SUV под именем Mohave к нам. Поначалу машина пошла неплохо –в 2012 году было продано 1 284 внедорожника, но уже в 2013 своих покупателей нашли лишь 724 Mohave, потом 511, 311, а в прошлом году за внедорожный флагман KIA проголосовали рублём 549 россиян. Не густо! Ведь даже более крупный и дорогой Chevrolet Tahoe расходится лучше, не говоря уже о стоящих сопоставимые деньги Mitsubishi Pajero Sport и Toyota Land Cruiser Prado. В чём дело?
Серый слон
Скажите честно, если бы не фото, вы бы вспомнили, как выглядит Mohave? Вроде бы солидный дизайн, правильные пропорции, немного хрома для солидности, но образ не запоминающийся. И недостаточно брутальный. Во всяком случае, народ на дороге перед KIA не расступается. Такой же серенький и интерьер. Зато к эргономике претензий нет. Конечно, сидишь с высоко поднятыми коленями – пол из-за рамы высоко, поэтому посадка грузовая. Но диапазоны регулировки велики, поэтому удобную посадку себе подберёт любой.
Рестайлинг внёс в интерьер несколько приятных изменений, которые сделали салон Mohave более приближенным к современным KIA. Красивая приборная панель, современная мультимедиа-система с проворным процессором, логичным интерфейсом, Apple CarPlay и немного расширенный пакет опций. Теперь внедорожник щеголяет системой мониторинга «слепых зон», вентиляцией не только водительского, но и пассажирского сидений. Но главное неизменно –Mohave очень просторный автомобиль.
За рулём поместится человек любой комплекции, а особо тучным пригодится функция отъезжающего при выключении зажигания кресла и руля. На втором ряду всё не так весело – сам за собой я сажусь без особого запаса, так что для езды с водителем KIA подходит не очень. Но куда важнее, что и на третьем ряду я помещаюсь сам за собой! Так что в путешествие километров на 50-100 на Mohave 7 взрослых мужчин могут отправиться легко. Причём даже в семиместном исполнении у Mohave остаётся багажник.
Старый конь
Увы, в движении всё не так радужно. До рестайлинга Mohave расстраивал вялыми реакциями на руль, недостатком усилия, ватными тормозами, низкой плавностью хода и прожорливыми двигателями. Причём что бензиновый V6, что дизельный потребляли по 18 литров топлива в городском цикле. С обновлением в прошлое ушёл бензиновый мотор, а двигатель на тяжёлом топливе новый. Трёхлитровый силовой агрегат выдаёт солидные 250 л.с. и 549 Нм, а ассистирует ему современный 8-супенчатый автомат. И это сочетание – лучшее, что есть в Mohave – теперь внедорожник KIA радует и расходом, и динамикой.
Конечно, 8,7 с до 100 км/ч не поражают воображение, но на деле динамики Mohave хватает в любых условиях: обогнать с выездом на встречную, встроиться в поток, быстро перестроится из правого ряда в левый, – всё это труда для большого KIA не представляет. При этом тяги так много, что автомату даже не всегда нужно переключаться вниз. Ну а если он всё-таки переключается, то делает это своевременно и плавно. У коробки есть ручной режим, но, откровенно говоря, нужен он только при буксировке грузов, торможении двигателем в горах и езде вне дорог.
Великолепна и шумоизоляция моторного отсека. Я в какой-то момент даже полез проверять, точно ли у нас дизельная машина –двигатель из салона не слышно, да и звук у мотора очень благородный. В общем, концерн Hyundai-KIA в очередной раз доказал, что в двигателестроении находится на передовой. Браво! Но на этом приятные слова о Mohave заканчиваются, потому что в остальном внедорожник озадачивает. То, что руль пустой и будто не связан с колёсами – это, что называется, классика жанра. Другого от полноразмерного внедорожника и не ждёшь.
А вот отсутствие плавности хода озадачивает. И ладно бы, если б сзади у Mohave был неразрезной мост со всеми его подёргиваниями на неровностях в поворотах. Но у KIA многорычажка! Более того, в качестве упругого элемента применены пневмостойки, что позволяет опускать заднюю часть машины при погрузке, а также автоматически выравнивает машину вне зависимости от загрузки. В итоге Mohave раскачивается на волнах, как какой-нибудь Land Cruiser 200, но, в отличие от японского внедорожника, жёстко проходит неровности.
Особенно плохо корейской машине даётся мелкая гребёнка – трясёт так, будто едешь в каком-нибудь Cerato! Неверное, на хороших дорогах Кореи всего этого не заметишь, но даже в разрытой Собяниным Москве Mohave расстраивает. Причём, если вы считаете большой KIA внедорожником, то тоже ошибаетесь. В этот раз я даже не съезжал с дороги, ведь однажды такая неосторожность стоила мне трёх часов работы лопатой в песчаном карьере. Дело в том, что у Mohave крайне небольшой ход подвески, поэтому вывесить машину проще простого.
Хуже того, электроника KIA не умеет эффективно имитировать блокировки, так что вывесившийся Mohave – мёртвый Mohave. Но если вы всё же повесите хотя бы одно колесо, то узнаете, что большой внедорожник обладает ещё и мягким кузовом. Я приоткрыл пятую дверь и... уже не смог её закрыть! Дверь элементарно перекосило в проёме. И электрозамок так и не смог закрыть её, до тех пор, пока машина не опустилась на землю всеми четырьмя колёсами. Мягкий кузов отчасти и объясняет плохую работу подвески. Увы, в середине нулевых, когда проектировали Mohave, корейцы ещё не умели варить столь же жёсткие кузова, как европейцы. Поэтому у большинства KIA тех лет были слабые подвески.
Место прошлого
Самая большая проблема Mohave в том, что он старый. Его создавали в те времена, когда инженерные компетенции KIA были далеки от нынешних. В 2009 году корейские машины всё ещё были хуже своих конкурентов, но и стоили дешевле. Но в 2017 году KIA – уже давно не синоним простеньких, но дешёвых машин. Всё, что есть в Mohave от современных KIA, прекрасно. Замечательная пара мотор/коробка, классная приборная панель, оперативная и удобная мультимедиа-система... Зачем вообще нужен Mohave, если рядом с ним в дилерском центре стоит Sorento Prime?
Он лучше разгоняется, лучше тормозит, лучше поворачивает, у него более удобный и качественный салон. Единственное, чем Mohave бьёт собрата, – это простор на третьем ряду сидений и тяговые возможности. Поэтому, если вы регулярно таскаете на прицепе лодку или дом на колёсах, то «Мохаве» вам подойдёт. И тут всплывает, пожалуй, главный аргумент большого KIA – цена.
Mohave предлагается в трёх комплектациях: Comfort за 2 439 900 руб., Luxe за 2 639 900 руб. и Premium за 2 869 900 руб. И это дёшево. Mohave попадает аккурат между дорогими «китайцами» вроде Haval H9 и японскими внедорожниками Toyota Land Cruiser Prado и Mitsubishi Pajero Sport. Правда, «японцы», в отличие от KIA, весьма талантливы на бездорожье, но выбора-то всё равно у вас нет. Поэтому трижды подумайте, так ли вам нужен рамный автомобиль. Может всё-таки Sorento Prime? Попробуйте его, не пожалеете! Ведь место прошлого в прошлом, а в 2017 году нужно ездить на современных машинах.