Главный редактор журнала «Умное производство» Геннадий Климов представляет традиционный экономический обзор. Как перенастроить философию предприятия, чтобы оно стало успешным? На примере Тверской области мы видим, что это сложно, но вполне реально.
ТВЗ выходит из «кризиса мировоззрения»
Тверской вагоностроительный завод переживает ренессанс – после серьезного упадка заказов несколько лет назад предприятие, кажется, возвращается к нормальной жизни. Чистая прибыль в 2017 году достигла 616 миллионов рублей (в 2016 году был убыток 199 миллионов), выручка выросла на 57% и составила 27,8 миллиарда рублей. Впервые я увидел тверской трамвай на улицах Москвы. Выглядит неплохо, еще бы не ломался – думаю, конструкторы все же его доведут до ума.
Центральная пригородная пассажирская компания и Тверской вагоностроительный завод (входит в группу «Трансмашхолдинг») заключили контракт на поставку 23 электричек для первого направления Московских центральных диаметров. Первым направлением МЦД станет участок между Лобней и Одинцовом. ТВЗ поставит 115 вагонов постоянного тока ЭГ2Тв «Иволга». Общая стоимость поездов – 11,7 миллиарда рублей… В соответствии с договором поставка поездов должна быть осуществлена в течение 2018 года. Первые девять составов будут переданы заказчику в III квартале текущего года, в IV квартале – все остальные.
Кажется, ТВЗ с приходом нового генерального директора стал выходить из «кризиса мировоззрения». Еще недавно менеджмент ТВЗ у меня лично вызывал улыбку. Еще лет десять назад я им предлагал срочно заняться производством трамваев и скоростных поездов. Вместе с тогдашним заместителем губернатора Анатолием Боченковым мы даже организовывали специальную секцию по развитию ТВЗ на форуме «Умное производство», который проходил в Завидове в 2010–2011 годах. Но специалисты и начальники ТВЗ делали скорбное лицо и утверждали, что их плацкартные вагоны Китай, Казахстан и РЖД будут покупать вечно и этого рынка им хватит. Им так казалось.
Уже к концу 2014 года общая протяженность высокоскоростных магистралей в Китае составила более 16 000 километров, с максимальной скоростью движения поездов 350 км/ч. Китайцы создали поезд серии CRH-380A, на котором установлен рекорд для высокоскоростных дорог Китая, около 500 км/ч. Планируется ВСМ «Евразия» Пекин – Москва (протяженность 7 000 км с ориентировочным временем в пути 32 часа), строительство которой ожидается до 2030 года. Через Казахстан скоростные поезда пойдут в центральную часть России и далее в Европу, высокоскоростные магистрали пройдут в Монголию и затем в сибирскую часть России, через Киргизию и Узбекистан в Иран, Турцию и Европу.
Три года назад у меня в Астане была встреча с вице-министром по инвестициям и развитию Республики Казахстан Альбертом Павловичем Рау. Когда у нас зашла речь о тверских вагонах (чтобы пролоббировать интересы земляков), выяснилось, что тверские вагоны им не нужны – скоростные поезда «Тулпар-Тальго», собираемые по лицензии в Астане, уже используются на многих казахстанских маршрутах.
А менеджмент ТВЗ продолжал пребывать в уверенности, что они будут до скончания ХХI века производить свои плацкартные вагоны образца середины ХХ века. Это я и называю «кризисом мировоззрения». И, кажется, хоть с опозданием на два-три десятка лет, но на ТВЗ начались перемены.
Нынешний директор Андрей Михайлович Соловей – наш, с «Центросвара». Многие, вероятно, знают, что я много лет работал на тверском заводе «Центросвар», руководил там службами автоматизации. Мы создавали первые автоматизированные гибкие линии плазменного и газового раскроя материалов, создавали первые дата-центры, системы компьютерного управления экономикой предприятия, системы автоматизированного проектирования изделий. В наши времена на заводе было СКТБ сварных конструкций, которое обеспечивало сварными станинами все станкостроение СССР. Об этих технологических возможностях нынешние инженеры и начальники уже и не помнят после слома эпох. Сейчас всей страной промышленники ищут, где изготовить литые станины, размещают заказы аж в Индии, а рядом с Москвой стоит недогруженный «Центросвар». Кстати, пожалуй, я единственный, кто еще помнит, как ныне покойный выдающийся инженер Игорь Красяков, тогда начальник испытательной лаборатории, мог полностью исключить вибрации сварных станин и сделать их более жесткими, чем литые. Кого интересует, обращайтесь, расскажу.
Нужна модернизация и выход на мировой рынок
Модернизация национального машиностроения – дело непростое. Нужно решить несколько сложнейших задач: создать индустрию производства комплектующих и индустрию проектных дизайнерских хабов. Нынешние российские заводы – анахронизм. Не могут за одним забором производиться шурупы и собираться космические корабли. Шурупы должна производить отдельная шурупная фирма и достигать в условиях конкуренции в этом направлении предельных компетенций. На сборочных заводах должны остаться только критические технологии и компетенции. Иначе никак. Но такая перестройка требует других отношений между людьми, между бизнесменами, другого уровня ответственности и другого уровня доверия. Нужна совсем другая моральная атмосфера в обществе.
Еще необходимы мировые рынки. Внешняя политика должна стать прагматичной. Почему у нас не развивается машиностроение? Еще недавно в той же Тверской области оно давало 35% от валового регионального продукта, но рынок России слишком мал для рентабельного выпуска любого машиностроительного предприятия. Без экспорта все предприятия загнутся.
Правительство Тверской области сообщило, что Ржевский краностроительный завод скоро будет продан новому хозяину. Хороший завод, как-то я на нем был. Выученный персонал, современные технологии. Но кризис экономики остановил в стране стройку – краны никто теперь не покупает. Что сделает новый хозяин? Закроет предприятие, перепрофилирует, выкинет оборудование и рабочих и создаст очередной склад? Хорошо, если еще его купит ГК «Ростех» (тверской губернатор Игорь Руденя близок к гендиректору «Ростеха» Сергею Чемезову) и какое-то время поддержит завод на плаву в надежде, что кризис в России когда-нибудь закончится. Но кардинальное решение для Ржевского краностроительного завода только в выходе с новой продукцией на конкурентные мировые рынки.
А для этого надо перестроить собственные мозги. Надо провести модернизацию и снизить до минимума организационные издержки, создать системы сервиса и кастомизации и научиться рекламировать себя и свою продукцию. С этим у наших производственников совсем плохо. Как они почти все говорят, что «рекламы и пиара нам не нужно», поэтому и сидят испуганные за своими заводскими заборами, и никто их продукцию не покупает. Вот такое мы получили тяжелое наследие в головах со времен планово-распределительной системы.
Промышленные образцы будущего
На днях я посетил «подземный бункер» Владимира Пирожкова, всемирно известного промышленного дизайнера. Он работал с фирмой «Ситроен» с 1994 года. Его первым творением стал рестайлинг модели Xantia X2, C5, C3 Air, C6 Lignage, C4 Volcane и других. С 2000 года Владимир старший дизайнер в дизайн-центре Toyota в Ницце. Он участвовал в создании моделей Yaris, Corolla, Auris, Avensis, IQ, RAV4... С 2007 года по приглашению Германа Грефа, тогда еще министра экономического развития и торговли, Владимир работает в России.
Мы говорили о том, что стране для развития необходимо много центров промышленного дизайна, которые создавали бы промышленные образцы будущего. Особенно это актуально в свете задач по конверсии военной промышленности. За последние годы построено много заводов, которые скоро остановятся из-за перегруженности армейских складов. Столько оружия просто не нужно. И что делать с предприятиями, с огромными коллективами, которые, кроме бомб и ракет, делать ничего не умеют? Если их перестроить, то они смогут делать много нужных людям конкурентных изделий, но для этого требуется спроектировать что-то доселе не существующее, создать спрос (а только так можно осуществлять экспансию на мировые рынки), и для этого нужен особый склад ума. Нужны особые хабы дизайнеров и футурологов с особой творческой средой, объединяющие ученых и художников самых разных направлений, оснащенные особыми технологиями производства опытных образцов. Здесь и компьютеры, и 3D-принтеры, и лазеры, и много еще что…
Все это Владимир показал. У него есть бункер под землей в центре Москвы, оборудованный по самому последнему слову техники для проектирования и дизайна… Здесь много чего сейчас происходит. Создаются автомобили, которые скоро будут летать по небу, здесь готовятся печатать на 3D-принтерах человеческие органы, здесь делают специальные шлемы, которые позволяют без слов обмениваться мыслями с любым человеком на Земле. При этом не имеет значения, на каком языке вы говорите. Мир становится единым, а все люди становятся братьями. Это будущее, которое мы рождаем своими мечтами.
Итак, есть столп дизайна Владимир Пирожков, но он жалуется, что в России у него мало заказов. Вернуться из Европы в Россию его уговорил тогдашний министр Герман Греф. Но заводы стоят, не знают, что производить, а первоклассные дизайнеры без работы. Просто парадокс.
***
Кстати, жителям Твери сегодня есть чем гордиться. Новое поколение предпринимателей, специализирующихся в сфере точной механики и IT-технологий, в лице Даниила Гудкова и Виталия Тихонова смонтировало и запустило развлекательную зону в Дубае, в первом в мире парке виртуальной реальности VR Park в Dubai mall. Таких зон размером около 5 тысяч квадратных метров еще нигде в мире нет, но со временем будут появляться в крупных городах. Проанализировав конкурентов по парку, наши тверские ребята сделали вывод, что наши разработки на уровне, а кое в чем и уровнем выше даже очень именитых разработчиков из США. Так что можем, когда хотим.
Вокруг журнала «Умное производство» мы создаем клуб лучших индустриальных дизайнеров, проектировщиков, конструкторов и технологов, программистов, логистов и рекламистов. Присоединяйтесь.
P.S. К сожалению, сейчас в России нет такого министра, каким в Казахстане был Альберт Рау. Кстати, он сейчас уже не министр, а депутат казахстанского парламента. Может, его позвать?
Справка
Андрей Соловей в 2000–2001 годах работал инженером-конструктором, а впоследствии заместителем начальника КО-5 по испытаниям и заместителем начальника производственного участка в ФГУП «Центральное конструкторское бюро транспортного машиностроения».
С 2001 по 2011 год работал на Тверском вагоностроительном заводе, где прошел путь от начальника участка до заместителя директора корпуса малых серий по подготовке производства. В 2011 году возглавил ОАО «Центросвармаш».
12 сентября 2013 года избран генеральным директором ОАО «ТВЗ».
Газета «Караван+Я» выходит на территории Тверской и Московской областей с приложением «Ярмарка объявлений». Работа, недвижимость, строительство, образование, туризм, бизнес – все, что вам необходимо знать, вы найдете у нас! Принимаются бесплатные объявления по телефону: 8 (4822) 788–139. Нужен больший эффект? Для Вас реклама и платные объявления! Тел.: 8 (4822) 788–798. Подробнее с правилами можно ознакомиться по ссылке.