Найти тему
Облака

История одного предмета: ножницы

 Надгробия тех, кто при жизни был служителем бритвы и расчески, часто украшали изображениями этих ножей — так было заведено среди античных мастеров.
Надгробия тех, кто при жизни был служителем бритвы и расчески, часто украшали изображениями этих ножей — так было заведено среди античных мастеров.

Рукоделие занимает очень большую часть моей жизни. Бисероплетение, вязание крючком, вышивка — все это объединяет один-единственный предмет: ножницы. Подрезать кончики волос? Ножницы. Маникюр? И здесь без них не обойтись. Работники множества сфер, к которым я не имею никакого отношения, тоже пользуются этим инструментом. Предлагаю к нему присмотреться внимательнее.

Самые первые ножницы предназначались для стрижки шерсти с овец. Производить такую операцию с ножом — дело утомительное и неблагодарное,а потому 3-4 тысячи лет назад неизвестный умелец из Рима соединил два ножевых лезвия при помощи стальной пластины. Благодаря ее пружинистости ножницы и приводились в действие: достаточно было сжать их рукой, а в исходное состояние их возвращала распрямляющаяся пластина. Ученые точно не уверены в том, что ножницы были изобретены именно в Древнем Риме (признаюсь, я тоже), но археологические находки были сделаны на его современной территории. Кто-то уверен, что и здесь постарались китайцы, другие утверждают, что "первопроходцами" в ножничном деле были жители Средиземноморья. Широкое распространение подобный инструмент получил позднее: археологи датировали находки IV веком до нашей эры. Одно можно сказать точно: около двух тысяч лет никаких принципиальных изменений в конструкцию первых ножниц внесено не было. Рычаг начали использовать только в течение последнего тысячелетия.

-2

Легенды же утверждают, что родиной ножниц стал Древний Египет. Словно в подтверждение, там был найден цельнометаллический инструмент. Позднее над подобным работал умелец с Ближнего Востока, который для удобства загнул ручки кольцами и вкрутил штифт. Отсюда пошел рычажный тип ножниц, используемый и сейчас. Европа сопротивлялась — долгое время там были в ходу самые простые инструменты. Считается, что ножницы усовершенствовал Леонардо да Винчи, который был не только художником, но и изобретателем. В его набросках был обнаружен чертеж инструмента, похожего на ножницы — подобным он резал холсты для своих работ.

Область применения ножниц весьма обширная. Это и скотоводство — стрижка шерсти, и медицина, и множество других. Портные и цирюльники так вообще без ножниц не представляли себя в профессии, но последние довольно долго использовали вместо них просто два ножа. Консерваторам так было удобнее. Надгробия тех, кто при жизни был служителем бритвы и расчески, часто украшали изображениями этих ножей — так было заведено среди античных мастеров.

Примерно в тот же период ножницы появились у представителей германских племен. там существовал интересный обычай, по которому в могилу большинства мужчин племени клали ножницы самых разных размеров. Примечательно, что это делалось вне зависимости от социального статуса и профессии: большие и маленькие, бронзовые и железные, серебряные и золотые ножницы находили во многих захоронениях, принадлежавших как простому люду, так и представителям воинского сословия и аристократам. Но это все были инструменты "старого поколения", весьма отдаленно напоминающие современные.

Неизвестно точно, в какой период появились ножницы со стерженьком в середине. Первая находка относится к Х веку — самая старая на данный момент, обнаруженная в ходе раскопок под Смоленском. Делали их из все тех же металлов, но на этот раз добавилась изрядная доля украшений — мастера все-таки шли на поводу у внутренних эстетов, и ручки ножниц покрывались затейливыми узорами. Это мог быть бессмысленный орнамент, или фрагмент из повседневной жизни, или какие-то мелкие предметы. Особо искусные мастера превращали ножницы в предмет искусства, не ограничиваясь одними только украшениями на кольцах: в их руках инструмент становился головой птицы, щелкающей острым клювом, или иным животным, или гроздью винограда — ограничивала только фантазия.

-3

Жизнь не стояла на месте, появлялись все новые отрасли, в которых могли пригодиться лезвия ножниц, да и старые тоже развивались. После скотоводческих первыми "отпочковались" портновские ножницы. Довольно большие и массивные, они легко резали самую плотную ткань. Следом появились садовые секаторы, и аккуратные, небольшие парикмахерские ножницы. И те, и другие выпускались целыми комплектами, в которых были инструменты одного назначения, но разных размеров. Сейчас можно увидеть оба вида, но были еще одни, которые с самого верха популярности скатились на музейные полки. Это фитильные ножницы.

Они были весьма распространены до того, как электричество победило свечи. Ими подрезали сгоревшие фитили на свечах, и вскоре модадобралась и до них: ножнички украшались весьма изысканно, на них изображались даже вензеля семейства, которому они принадлежали.

Сейчас хотелось бы сказать, что разновидностей стало меньше, но нет — их количество только увеличилось.

Помимо перечисленных профессий, ножницы обязательно требуются электромонтерам, мастерам из маникюрных салонов, поварам, людям, работающим с металлом, кожевникам, спасателям. Любители вышивки используют ножницы определенной формы для быстрой работы. У многих людей есть интересное хобби, которое напрямую связано с использованием ножниц (и изредка — ножа) — вырезание из бумаги. Любители создают небольшие, простенькие поделки, а профессионалы творят с бумагой чудеса, вырезая из нее удивительной красоты изображения. Искусство начинает свою историю с Китая, и упоминания о нем относятся к VI-VI векам. Там предпочитали вырезать растительные элементы и изображения духов, а в России на рубеже XVIII-XIX веков полюбили силуэты людей. Фонды Русского музея хранят работы Федора Толстого — лучшего художника-силуэтиста страны. А на Западе подобным умением славился знаменитый сказочник, Ганс Христиан Андерсен — в городке Оденсе хранятся его работы и любимые ножницы.

В честь былого искусства в 2007 году в Санкт-Петербурге проходил международный фестиваль, посвященный 225-летию силуэтного вырезания в России, сопровождающийся выставкой лучших работ современных художников.