Найти тему

Тайна гибели самолета-гиганта "Максим Горький"

В мае 1935 года над Москвой произошла авиакатастрофа, которую видели тысячи горожан и гостей столицы. Во время показательного полёта самолёта-гиганта «Максим Горький» сопровождавший его истребитель И-5, выполняя фигуру высшего пилотажа, врезался в крыло воздушного великана, и обе машины рухнули на землю.

По официальным данным, погибли 49 человек, в том числе шестеро детей. Виновным объявили пилота истребителя, но обстоятельства трагедии до сих пор остаются таинственными и загадочными.

Самый крупный буревестник

В октябре 1932 года в СССР широко отмечали 40-летие литературной деятельности Максима Горького. Знаменитому журналисту Михаилу Кольцову пришла в голову идея: сделать пролетарскому классику подарок, который бы ассоциировался с воспетым им гордо реющим буревестником. И не каким-то заурядным, а самым большим в мире! Другими словами — следует создать самолёт-гигант и назвать его «Максим Горький».

Кольцов тогда был редактором журнала «Огонёк» и через своё издание объявил по всей стране сбор средств на создание новой машины. Население откликнулось: за год удалось набрать шесть миллионов рублей (средняя зарплата по стране составляла 250 рублей в месяц).

Авиация тогда была в большом почёте. «Сталинские соколы» уже совершили несколько сверхдальних перелётов, между ведущими державами шло соревнование, чьи самолёты будут самыми лучшими. Руководство страны одобрило постройку гигантской машины — тем более за внебюджетные средства.

В январе 1933 года создание самолёта было поручено группе конструкторов во главе с Андреем Туполевым. И хотя пресса активно продвигала идею о том, что «Максим Горький» (техническое название — АНТ-20) будет гражданским агитационным самолётом, изначально прорабатывались сразу несколько вариантов его военного применения: в качестве дальнего бомбардировщика, перевозчика стратегических грузов, а также летающего штаба для высшего командования.

С типографией и буфетом

Может быть, поэтому созданный в единственном экземпляре самолёт отличался повышенным комфортом для своих пассажиров. В салоне располагались отдельные каюты с креслами, коврами, настольными лампами и даже спальными диванами. Самолёт имел буфет с горячими и холодными закусками, склад для провизии, библиотеку, багажное отделение, умывальники и туалеты. Здесь были своя небольшая телефонная станция, киноустановка, мини-типография для печатания листовок и радиостанция, способная осуществлять вещание в прямом эфире.

Кроме восьми членов экипажа, «Максим Горький» мог взять на борт 72 пассажира — рекордный для того времени показатель. Максимальная дальность полёта составляла 1000 километров. На машине установили уникальное навигационное оборудование, на ней впервые в отечественной практике пассажирских перевозок был оборудован автопилот.

17 июня 1934 года состоялся первый полёт — крылатого великана поднял в воздух лётчик-испытатель Михаил Громов. А уже через два дня «Максим Горький» участвовал в воздушном параде над Красной площадью, где за ним с трибуны Мавзолея наблюдали высшие руководители страны, а вместе с ними и сам пролетарский классик, чьё имя носил самолёт.

В 1934 году на гигантской крылатой машине были установлены два неофициальных мировых рекорда грузоподъёмности (сначала 10, а потом 15 тонн). А 1 мая 1935 года самолёт снова пролетел над Красной площадью — на этот раз во время демонстрации.

Жертв могло быть больше

Агитационная деятельность воздушного великана началась. Вот только длилась она всего две с половиной недели. В выходной день 18 мая руководители авиацентра, где создавался самолёт, решили прокатить над Москвой особо отличившихся работников вместе с членами их семей. Крылатый гигант должны были сопровождать ещё две машины: одноместный истребитель И-5, пилотируемый лётчиком-испытателем Николаем Благиным, и двухместный самолёт-разведчик, на борту которого находился кинооператор. По задумке, кадры кинохроники показали бы всему миру, каковы размеры 8-моторного великана по сравнению с обычной машиной.

Но произошло неожиданное (во всяком случае — для тех, кто любовался полётами с земли). Истребитель вдруг стал выполнять фигуру высшего пилотажа в непосредственной близости от «Максима Горького» (как бы мёртвую петлю, но не в вертикальной, а в горизонтальной плоскости). Один раз это удалось. Во время второго захода истребитель завис над самолётом-гигантом, а затем упал на его крыло, выбив при ударе средний мотор и застряв в образовавшемся отверстии.

Оба самолёта рухнули вниз. В газете «Правда» от 20 мая 1935 года было указано, что «Максим Горький» упал на сосны и рассыпался по земле. Однако недавно рассекреченные документы из закрытых архивов указывают на то, что обломки попали в стоявшие рядом здания. В частности, в находившиеся в посёлке художников «Сокол» дом №4 по улице Левитана и дома №7 и 11 по улице Сурикова. Так что число жертв могло быть больше, чем значилось по официальным данным, — но точное количество погибших осталось неизвестным.

Новая квартира для семьи вредителя

Благина сразу объявили вредителем. Вспомнили его дворянское происхождение (он был сыном полковника царской армии). Кстати, из-за этого Благин ещё до трагедии был взят «в разработку» сотрудниками НКВД. Сохранились архивные документы, касающиеся его переговоров с сослуживцами. Правда, из них следует, что никаких антисоветских высказываний лётчик не допускал.

А дальше произошло невероятное. В то время как советская пресса бичевала воздушного хулигана Благина, его торжественно похоронили вместе с другими жертвами трагедии. Вдове и дочери лётчика вручили 10 тысяч рублей единовременного пособия, им выделили новую квартиру и дали пенсию по потере кормильца. Дочь перевели в другую, более престижную школу. Это может говорить только об одном: Николай Благин пытался выполнять фигуры высшего пилотажа по приказу какого-то высокого начальства, чтобы запечатлеть на киноплёнке мастерство «сталинских соколов».

Газетная фальшивка

Через несколько месяцев после гибели самолёта «Максим Горький» русские эмигрантские газеты в Польше и Франции напечатали предсмертное письмо Николая Благина.

В советское время текст этого письма, естественно, не публиковался. Достаточно привести лишь его начало: «Братья и сестры! Вы живёте в стране, заражённой коммунистической чумой, где господствует красный кровавый империализм. Именем ВКП(б) прикрываются бандиты, убийцы, бродяги, идиоты, сумасшедшие, кретины и дегенераты. И вы должны нести этот тяжёлый крест. Никто из вас не должен забывать, что эта ВКП означает второе рабство».

Далее Благин сообщает: «Завтра я поведу свою крылатую машину и протараню самолёт, который носит имя негодяя Максима Горького! Таким способом я убью десяток коммунистов-бездельников, «ударников» (коммунистических гвардейцев), как они любят себя называть».

Дело в том, что в мае 1935 года по Москве распространились слухи, будто Сталин и его ближайшее окружение тоже хотят совершить воздушное путешествие на самом большом самолёте в мире. Так что, будь Благин ярым антисоветчиком, его намерения были бы совершенно понятны.

Но, во-первых, лётчик твёрдо придерживался коммунистических идеалов. Во-вторых, знал о том, кто находится в самолёте-гиганте: его коллеги с семьями, а отнюдь не руководство страны. И в-третьих, в архивах сохранился написанный накануне рапорт Благина с просьбой об отстранении его от полёта — лётчик не хотел участвовать в «придворной» киносъёмке, он мечтал испытывать новые машины.

Приведённое выше письмо, якобы принадлежащее перу Благина, по стилю очень напоминает статьи в эмигрантской прессе, громившие большевиков. Скорее всего, это была фальшивка.

Нашли «стрелочников»

Но что заставило Николая Благина выполнять фигуры высшего пилотажа, рискуя собственной жизнью и судьбами десятков людей? На этот вопрос отвечают рассекреченные архивные документы.

Прежде всего — стенограмма одного из заседаний советских руководителей на даче у Сталина, состоявшегося буквально накануне рокового полёта. Там большевистским вождям демонстрировалась зарубежная кинохроника с исполнением авиационных трюков. То есть идея переплюнуть Запад могла исходить с самого верха.

Далее: выяснилось, что приказ похоронить Благина вместе с другими жертвами трагедии отдал лично «вождь народов».

И наконец, в архивах сохранилось датированное 14 июня 1935 года письмо главы НКВД Генриха Ягоды на имя Иосифа Сталина о результатах расследования катастрофы. Там чётко сказано: за полтора часа до полёта лётчики обсуждали сюжеты будущей киносъёмки. Благин хотел выполнять фигуры высшего пилотажа вдалеке от самолёта-гиганта. Но работники Московской кинофабрики военно-учебных фильмов В.Г. Ряжский и А.А. Пуллин уговорили его сделать это рядом с «Максимом Горьким». За что, согласно письму Ягоды, киношников арестовали и осудили.

Таким образом, можно сказать: авария самолёта-гиганта произошла в результате пропагандистской попытки доказать миру, что СССР — лучшая страна по всем показателям. А потом были найдены «стрелочники», которых надолго отправили в лагеря.

Книги
3507 интересуются