Но есть в истории российской один крайне знаменитый бриллиант родом из Персии.
В 1828-ом году закончилась очередная русско-персидская война. Повод для неё проистекал, по сути, из предыдущего девятилетнего военного конфликта (именно про него Франц Рубо нарисовал свой знаменитый "Живой мост"), когда Персии пришлось признать присоединение к России Грузии, Дагестана и Восточной Армении.
Ф. Рубо "Живой мост"
Терпеть такое долго было нельзя, и науськиваемый Британской Империей Фетх Али-Шах дождался, как ему казалось, стратегически удобного момента (восстание декабристов в 1825-ом году) и ночью, без объявления войны, перешел границу в районе современного Азербайджана. И - как показала практика - напрасно. Как следует набивший руку генерал Ермолов, а затем и сменивший его Паскевич персов в сжатые сроки разгромили, и как сейчас принято выражаться - принудили к миру. Персам пришлось срочно менять риторику до "извини, шурави, шайтан попутал" и подписывать в селе Туркманчай мирный договор.
Портрет Ермолова кисти Д.Доу
Среди прочих полезных ништяков Российская Империя должна была получить около 20 миллионов рублей серебром. Сейчас, конечно, за 20 миллионов рублей и квартиру в Москве-то купишь так себе, но по тогдашним ценам - сумма серьезная. Для сравнения, можно вспомнить записки Карла Ледебура от 1826-ого года, где он упоминал, что за 80 копеек можно купить говядины, а за 2 копейки - фунт пшеничного хлеба. В том же 1826-ом жалованье полковника пехоты было повышено от 334 рублей до 502, а пехотного прапорщика - со 125 до 209 рублей. В общем, попала Персия крупно - как на жалованье для 96 тысяч прапорщиков.
Следить за выполнением требований нашей стороны в Тегеран уехала русская дипмиссия. Но Персии очень не хотелось расставаться с трудовыми денюжками. Сначала отдашь, понимаешь, зарплату на 96 тысяч прапоров, а потом они же опять нам по феске надают, за наши-же гроши? Что за колесо генотьбы? И тут на сцену во всем белом снова выходит Британия. Лицо у неё сочувствующие, интонации понимающие. Она кладет руку на дружеское плечо Персии и вкрадчиво шепчет. "Персия, братан, я так тебя понимаю. Ты не смотри, что на мне и синяка нет, а ты весь побитый второй раз. Сейчас все точно нормально будет, я тебе отвечаю, бог троицу любит. Ты только посмотри что творят эту русские гяуры. Они приходят в твой дом и просят контрибуцию. Но они просят без уважения, они даже не называют тебя царём царей".
А по местным меркам унижения были совершенно "ужасными". В русское посольство пришел персидский пленник - грузин по имени Якуб. Его в плену насильно оскопили и обратили в мусульманскую веру. Евнух умолял вернуть его домой. Дипмиссия отправила правительству Персии официальную ноту, что этот человек является российским подданным и будет возвращен на родину. Как не трудно догадаться - они с такой постановкой вопроса не согласились. Пока длилась эта письменная пикировка, ситуация продолжала накаляться. Бывшая наложница родственника местного премьер-министра шаха Алляхар-хан-Каджара сбежала из гарема и умоляла освободить её. Тот потребовал вернуть свой "товар", но получил категорической отказ.
Такое неуважение к "красивым древним обычаям" простить было нельзя. Персидское правительство спустило вожжи и порох вспыхнул. Накачанная местными проповедниками толпа, по самым разнузданным оценкам до ста тысяч человек (вряд ли) ломанулась громить посольство. На защиту дипломатов вышло 35 казаков. Силы были неравны. Убив их, разъяренная толпа фанатиков ворвалась внутрь и продолжила резню и грабеж. 37 человек дипмисии погибли. По воспоминаниям одного из очевидцев, русский молодой посол забаррикадировался в комнате и до последнего отстреливался из ружей, убив 18 нападающих. Его тело было настолько изуродовано, что опознать смогли только по мизинцу, покалеченному на дуэли. Тело погибшего доставили в Тифлис, где его похоронила жена. На могильном камне она высекла слова " Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя!". Он останется её последней любовью и замуж она больше не выйдет.
И. Крамской, портрет Грибоедова.
Этого посла звали Александр Сергеевич Грибоедов. Автор "Горе от ума" был не просто выцветшим черно-белым портретом в учебнике, чьи монологи надо заунывно бубнить на уроке литературы в девятом классе. Это был любимый муж и дуэлянт, остряк и умелый дипломат. Отважный воин, до конца верный своему долгу.
А что алмаз? Российский император Николай Первый был не чета своему правнуку-тёзке. Повторное получение по люля-кебалу было неиллюзорной опасностью для Персии. Перепуганный шах пошлет Николаю щедрые дары - драгоценные камни, золото, арабских скакунов и дорогие ковры (да, любовь к коврам это многовековое) . Чисто с восточной мудростью - одновременно "искренние извинения" и погашение долгов. Среди прочего - алмаз на 88 карат, ранее украшавший трон индийских шахов. Сейчас его можно увидеть в Алмазном Фонде Московского Кремля. И в гранях его, наверное, до сих пор играют оттенки той крови пролитой 11 февраля 1829ого года, выкупом за которую он послужил.
Алмаз "Шах"