Несомненно балет является одним из самых красивых видов искусства. Кто из девочек не воображал себя балериной в великолепной пачке, исполняющей сложные па. Балерины кажутся нам неземными, воздушными созданиями, словно сотканными из света и тени. Но некоторые балерины были поистине роковыми женщинами, из-за которых рушились семьи и проводились дуэли. Безусловно одной из самых известных роковых балерин была Матильда Кшесинская, имя которой сейчас у всех на слуху, но были и другие, например...
Авдотья Истомина
Невероятно очаровательная и талантливая балерина родилась в 1799 году. Доподлинно неизвестно, кто были ее родители, скорее всего девочка воспитывалась в сиротском приюте.
Окончив в 1816 году Петербургскую балетную школу танцовщица дебютировала на сцене в спектакле "Ацис и Галатея", где и проявился ее талант. Она обладала в полной мере искусством невероятной воздушности, поэтому была лучшей ученицей школы Дидло, который явился отцом-основателем этого танца "душой исполненного полета".
Авдотья играла во многих спектаклях: Лиза в "Тщетной предосторожности", Кора в "Коре и Алонзо", Луиза в "Дезертире", а Черкешенка в балете "Кавказский пленник", поставленном по поэме Пушкина, словно была создана специально для нее. Однако помимо балетов у Истоминой был и драматический талант. Она блестяще сыграла роль танцовщице Зимфиретты в пантомиме кн.Шаховского "Феникс или утро журналиста", несмотря на то что роль была наделена сложным многословным текстом, да и характер Зимфиретты был непростой. Но Истомина справилась как настоящая опытная актриса.
Она была невероятно привлекательна, брюнетка, с черными глазами и длинными ресницами, сообщавшими ее взгляду томность и эротичность.
Конечно Истомина не была женщиной высоких нравственных принципов. Она любила шумные богемные вечера у Шаховского, заканчивающиеся далеко за полночь (кстати там собирался весь цвет петербургской интеллигенции, и разговоры, которые там велись вполне заменяли Истоминой образование, которого она не получила), нравилось поклонение, ухаживания и романы, которые она заводила с легкостью и легкостью же прерывала.
Она была легкого, задорного, даже озорного нрава, поэтому череда ее любовников была нескончаема. В одной из известных эпиграмм 1817 года Пушкин описывает танцовщицу в очень пикантной сцене:
Орлов с Истоминой в постели
В убогой наготе лежал.
Не отличался в жарком деле
Непостоянный генерал.
Не думав милого обидеть,
Взяла Лаиса микроскоп
И говорит: "Позволь увидеть,
Чем ты меня, мой милый...".
Чего только стоит "четверная дуэль", в которой принимали участие кавалергард Шереметьев, граф Завадовский, и их секунданты: будущий декабрист Якубович и поэт Александр Грибоедов. Все началось с того, что Завадовский влюбился в Истомину, но она выбрала Шереметьева. Однако, когда влюбленные поссорились и Шереметьев не явился на спектакль Авдотьи, Грибоедов воспользовался ситуацией и пригласил балерину к своему другу Завадовскому, в гостях у которого она пробыла два дня. После этого Шереметьев захотел восстановить отношения с Истоминой, но узнав о возможной измене, пришел в ярость и вызвал соперника на дуэль. После поединка главных соперников за пистолеты взялись и их секунданты. Грибоедову это стоило травмированного мизинца (что кстати, имело влияние и после смерти поэта, т.к. после того, как его тело было полностью обезображено религиозными фанатиками, он был опознан именно по простреленному мизинцу).
Вот такую роковую роль сыграла Авдотья в судьбе четырех мужчин. Однако и ее дальнейшая судьба складывалась не очень удачно. После прихода к власти в 1825 году Николая I, ей перестали давать большие роли в театре (говорят, Николай I не любил Истомину именно за эту дуэль), ее карьера и популярность постепенно сошли на "нет".
Семейное счастье Истоминой удалось обрести только после 40 лет в браке с актером Павлом Экуниным, но оно длилось недолго. В 1848 году актриса умерла от холеры. В газетах этому посвятили небольшую заметку "о кончине некогда известной балерины".
Она ушла вместе со сменой эпох, но навсегда осталась с пушкинских строках:
Мои богини! что вы? где вы?
Внемлите мой печальный глас:
Все те же ль вы? другие ль девы,
Сменив, не заменили вас?
Услышу ль вновь я ваши хоры?
Узрю ли русской Терпсихоры
Душой исполненный полет?