В начале апреля популярный стриминговый сервис Spotify выйдет на биржу. Компания планирует привлечь $1 млрд, однако, вместо традиционного IPO проведёт прямое размещение акций. Этот способ листинга может оказаться более удобным с точки зрения бизнеса, но несёт гораздо больше возможных рисков. О том, почему Spotify решила выйти на биржу именно так, расскажем в нашем новом топике.
Чем прямое размещение акций отличается от IPO
При проведении традиционного IPO, компании пользуются услугами посредников, так называемых андеррайтеров. Это финансовые организации, которые помогают определить начальную цену предложения, занимаются проработкой документации и следят за соответствием нормативным требованиям, а также выкупают акции компании, чтобы потом перераспределить их на продажу различным инвесторам. Обычно андеррайтеры берут от 2% до 8% за свои услуги. То есть значительная сумма средств, привлечённая посредством IPO уходит к посредникам.
Но для компаний, которые не хотят тратиться на привлечение андеррайтеров, есть другой, более экономичный способ — прямой листинг (DLP). В этом случае инвесторы, промоутеры или даже сотрудники, которые владеют акциями компании, продают их напрямую. При этом компания не выпускает новых акций и избегает периода блокировки. Минус такого способа размещения в том, что компания лишается гарантии продажи акций и все сопутствующие операции ей тоже нужно проводить самостоятельно.
Зачем Spotify проводит прямой листинг
По мнению Джорджена Парсона (Par-Jorgen Parson) — первого инвестора Spotify, знакомого с вопросом, компания отказалась от проведения традиционного IPO, так как считает, что правила его проведения, установленные в 1930 году, уже устарели. В частности, они не хотели прибегать к услугам посредников, которые зачастую даже не понимают сути процесса. Кроме того Spotify не хотела привлекать капитал и выплачивать сотни миллионов долларов за андеррайтинг, который им, по сути, не нужен.
Создатель сервиса для продажи и покупки акций Stockpile, проанализировал действия пользователей и пришёл к выводу, что предложения Spotify и Dropbox очень интересуют молодых инвесторов-миллениалов, так как они регулярно пользуются этими продуктами.
Так как крупные IPO в сфере технологий проводятся редко, у Spotify есть неплохой шанс провести его успешно. В этом случае другие технологические компании, которые хотят выйти на биржу, поймут что альтернативные способы IPO могут работать вполне удачно.
Какое положение на рынке занимает Spotify сейчас
Руководство Spotify уже сообщило, что потенциальным инвесторам не стоит ожидать низкой волатильности цены акций, она может резко падать или наоборот расти. Но серьезных колебаний всё же можно избежать, если акционеры не будут чересчур активно продавать акции.
Цена акций Spotify сильно колеблется. Так, в 2017 году стоимость компании варьировалась от $6,3 млрд до $23 млрд, а после объявления о планах выхода на публичный рынок, цена акций выросла на 25%. Некоторые эксперты ожидают, что IPO Spotify войдёт в пятёрку самых крупных размещений в сфере технологий.
На данный момент Spotify самый популярный стриминговый сервис, на него подписаны более 70 млн пользователей, что более чем в два раза больше, чем у Apple Music. Однако компания всё равно несёт убытки из-за проблем с выплатой роялти. В 2017 году Spotify ушла в минус на $1,5 млрд из-за крупных исков за невыплаченные гонорары владельцам авторских прав. Руководство компании надеется, что листинг поможет справиться с ситуацией и покрыть убытки.