По данным «Совета по товарным рынкам» (СПТР) - объединения трейдеров, торгующих нефтепродуктами, сырьевые компании не спешат наводнять внутренний рынок живительной бензиновой влагой: искусственно ограничивают поставки на биржи, создавая тем самым дефицит и рост цен, а все свои силы бросают на эспорт.
Итог очевиден: оптовые цены на бензин стремительно ползут вверх. Так, на питерской товарно-сырьевой бирже они поднялись до рекордного, начиная с 2012 года, уровня. Москва тоже уверенно двигается в этом направлении: с начала марта АИ-92 подорожал на 7,84% (а с начала года – на 8,84%), цена АИ-95 подросла на 9,53% (с начала года – на 11,96%), то есть до исторических максимумов сейчас не хватает нескольких десятков рублей.
Нефтяные компании объясняют все просто: мол, просили попридержать цены до выборов, мы это сделали, а теперь не взыщите – сдерживать себя более не в силах.
- Ситуацию усугубляет еще и то, что на НПЗ начинаются плановые весенние ремонты, - объяснил «ВМ» Михаил Турукалов, гендиректор Независимого агентства «Аналитика товарных рынков». – Нефтяным компаниям было рекомендовано к 1 апреля накопить запасы, чтобы пройти весенние ремонты максимально гладко. Но по факту они этого не сделали. Плюс к этому, выросли мировые цены на нефть, рубль по прежнему слабый, так что сейчас установились очень высокие значения экспортного паритета (критерий, который показывает, насколько выгодно экспортировать бензин). Сейчас этот паритет выше внутренних цен примерно на 6 тысяч рублей за тонну. В общем, внутренний рынок для компаний не интересен, так зачем увеличивать производство, поставлять сюда дополнительные объемы товара? Их тоже можно понять.
По мнению эксперта, нынешние цены вполне объективны:
- Перед Новым годом нефтяные компании попросили сдерживать оптовые цены, в итоге они практически в два раза увеличили объемы продаж бензина на бирже. Рост продаж привел к падению цены примерно на 5 тысяч рублей за тонну. Однако в марте рынок отпустили, и мы увидели закономерный скачок оптовых цен.
В СПТР считают, что если все так пойдет и дальше, то цены на заправках уже через три месяца увеличатся как минимум на 5 рублей за литр, а независимые АЗС – за невыгодностью - просто прекратят торговать топливом.
- К сожалению, если ситуация будет развиваться именно так, как идет сейчас, то действительно есть риски разорения тысяч независимых АЗС, - согласился с прогнозом Турукалов. - Слишком много денег они сейчас теряют на торговле нефтепродуктами. Естественно, будут расти и розничные цены. Хотя… Розничный ценник – вопрос во многом политический, и вырастут ли цены на 5 рублей за три месяца или на 5 рублей за весь оставшийся 2018 год, предсказать трудно.
Единственное, что может повернуть ситуацию вспять, считает эксперт – это повышение активности на внутренних биржах:
- Когда перед Новым годом нефтяные компании продавали каждый день по 60 тысяч тонн бензина, мы видели, что происходило с ценой – она резко падала. Если нужно обеспечить приемлемый уровень оптовой цены сейчас (чтобы и розница не росла), надо повышать продажи как минимум в 3 раза от текущих объемов (сейчас продается около 20 тысяч тонн в сутки). К сожалению, только так.
Иван Копейкин, аналитик БКС Экспресс, в целом согласился с коллегой:
- В какой-то степени могло бы помочь дополнительное сокращение предложения на внешнем рынке, Например, возобновление санкций по отношению к Ирану со стороны США. Вероятность этого не велика, но и не нулевая. И, конечно, тут надо обращать внимание на динамику руля. Если рубль при росте на нефть не укрепляется сильно, то и цены продолжают идти вверх. В общем, прогноз пока не сильно оптимистичный. Пока в долгосрочной перспективе удорожание бензина продолжится, в среднесрочной же, думаю, цены останутся вблизи текущих уровней.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Впервые с 2016 года на московских заправках подешевел бензин