Здоровье, как известно, за деньги не купишь, а вот лекарства – вполне, но только обходятся они сейчас очень дорого. Поэтому в ряду всех современных мер социальной поддержки, предоставляемых государством, особое место занимает обеспечение нуждающихся граждан бесплатными лекарствами.
В системе льготного лекарственного обеспечения выделяются две категории оснований для предоставления бесплатных лекарств:
1) Гражданин принадлежит к одной из категорий льготников (см. подробнее здесь),
2) У гражданина диагностировано заболевание, которое предоставляет право получить лекарства бесплатно (см. подробнее здесь).
Право на получение бесплатных лекарств может быть реализовано за счет либо федерального, либо регионального бюджета, в зависимости от того, к какой категории принадлежит льготник.
Выдаются бесплатные лекарства на основании рецепта, выписанного лечащим врачом, в определенных аптеках, с которыми заключены договоры на обеспечение граждан льготными лекарственными препаратами и медицинскими изделиями.
Но вот вопрос: как быть льготнику, если, предъявляя в аптеке рецепт на бесплатное лекарство, он получает в ответ отказ ввиду того, что нужный препарат закончился?
Ждать неделю, а то и месяц, пока нужное лекарство поступит, невозможно, т.к. курс лечения не терпит отлагательств. В результате люди вынуждены покупать лекарства за свой счет, а кто возместит им расходы?
Долгое время в судебной практике сохранялась жесткая позиция по таким спорам: закон не предусматривает возможности замены бесплатных лекарств денежной компенсацией, поэтому максимум, что было возможно – это через суд обязать лечебное учреждение обеспечить больного необходимыми лекарствами.
Наконец, 19 февраля было вынесено показательное решение Верховного Суда, которое отныне предоставило возможность взыскивать денежные компенсации с органов здравоохранения за необоснованный отказ в обеспечении бесплатными лекарствами (дело № 53-КГ17-32).
Суть дела была в том, что гражданка с онкологическим заболеванием вынуждена была приобрести за свой счет дорогостоящий препарат, который полагался ей бесплатно (стандартная ситуация: в аптеке такого препарата не оказалось).
Суд обратил внимание на то, что в соответствии с Порядком предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан при отсутствии лекарственных препаратов, предоставляемых бесплатно, аптека обязана либо организовать отсроченное обслуживание, либо выдать аналог этого препарата по новому рецепту.
Если аналог отсутствует, должна быть немедленно подана заявка поставщику, который обязан в течение 10 дней с момента регистрации рецепта обеспечить аптеку нужными препаратами.
В связи с этим отсутствие лекарства, которое имеет право получит гражданин бесплатно, – это проблема аптеки, а не гражданина.
Вместо того, чтобы принять меры к получению недостающего препарата, аптека обратилась к лечебному учреждению, выдавшему рецепт, с просьбой отозвать рецепт, что то и сделало.
В итоге суд установил, что по вине аптеки гражданка была вынуждена потратить собственные деньги на покупку дорогостоящего лекарства, которое она имела право получить бесплатно, и взыскал всю стоимость лекарства (95 500 рублей), а также компенсацию морального вреда с аптеки (5 000 рублей).
Таким образом, аптека, с которой региональным министерством здравоохранения официально заключен договор на обеспечение льготников бесплатными лекарствами, не имеет права отказать в выдаче лекарства ввиду его отсутствия.
В случае отказа требуйте оформить его письменно и обращайтесь в суд за взысканием денежной компенсации стоимости необходимого препарата.