Российским властям опять не удалось избавить российскую экономику от влияния офшоров. Все деньги, которые российские олигархи в спешке в январе вернули с Запада на родину, в феврале были выведены обратно за рубеж, отмечается в обзоре банковского сектора от «Райффайзенбанка».
Аналитики банка подсчитали, что в январе на расчетные счета банков России пришло $8,6 млрд от тех, кто опасался включения в «кремлевский доклад» Минфина США.
Средства возвращались на Родину на фоне опасения, что против участников доклада будут введены персональные санкции и им закроют доступ к иностранным активам.
Напомним, в конце января Минфин США опубликовал незасекреченную часть «кремлевского доклада», в которую вошли 210 человек. В списке оказались почти все российские бизнесмены с состоянием, превышающим $1 млрд, причем их список совпал с рейтингом Forbes, а список руководителей госкомпаний совпал с рейтингом РБК 500.
В доклад также внесены все члены кабмина. Минфин США позднее признал, что при составлении доклада использовались открытые данные, в том числе сайт Кремля и Forbes.
Российская банковская система испытала на себе крупный отток валюты уже в феврале, который в совокупности полностью унес все то, что было привлечено в январе на фоне опасений новых санкций.
В течение февраля из России вывели $8 млрд, из которых $6,8 млрд ушло с расчетных счетов корпораций.
Таким образом, все «санкционные средства» покинули страну. Подобный быстрой приток и отток денег стал тяжелым испытанием для банков и у некоторых возник дефицит валютной ликвидности.
Для полного покрытия клиентских запросов банкам пришлось вывести $4,9 млрд с собственных корсчетов из рубежа, продать еврооблигации на $1,5 млрд и сократить кредитование на $3,9 млрд.
Власти ожидали, что возвращение капиталов в Россию сможет увеличить вложения в еврооблигации Минфина, но на деле этого не произошло. На прошлой неделе ведомство предложило рынку $4 млрд, но спрос со стороны российских игроков составил только $200 млн, напоминает Finanz.
Несмотря на то, что крупных бизнесменов специально разработали поправки в Налоговый кодекс, которые позволили им не платить прибыль от валютной переоценки бумаг в 13%, но бизнесмены все равно не стали вкладываться в российские бонды.
Традиционно первые три месяца наиболее благоприятные для притока валюты в страну, так как спрос на энергоресурсы за рубежом растет, импорт снижается и таким образом формируется значительный профицит платежного баланса, что позволяет банковской машине пополнить запасы валюты для расходования в течение года.
Однако 2018 год, вероятно, будет не таким как обычно. Почти все валютные поступления в страну скупаются Минфином, который забирает с рынка доллары, евро и фунты за счет нефтяных доходов (доходы бюджета от цены выше $40 за баррель направляются на скупку валюты).
На конец первого квартала 2018 года у российской банковской системы в запасах лишь $8-10 млрд, хотя в прошлом году было $23 млрд.