Прошла гроза с весёлым звонким ливнем,
Острей запахло воздухом лесным,
И распевает маленький крапивник,
Усевшись где-то на ветвях сосны.
И песня, словно звонкий колокольчик,
То громче все поётся, то быстрей,
Как будто птица успокоить хочет
Или спешит обрадовать скорей.
Ксения Авилова. Поэтическая орнитология.
Если честно, то я не знаю, зачем это пишу, потому что какая тут может быть цель? Откровенно говоря, я люблю поболтать, но у любимого мужа, похоже, уже уши в трубочку, а у подруг малышня вылупилась) Короче, просто пою свою песню. А песни я люблю петь про Вселенную, Порядок вещей, сознание и его просветление/затемнение, поиски Истины и души. Поэтому серьезно предупреждаю людей с четкой религиозной позицией: моя позиция нечеткая, и многое вам может не понравиться, так что от греха подальше…
Согласно статистике, к 30 годам люди переживают кризис социальной самоидентификации. Согласно астрологии – они переживают возврат Сатурна)) Но что-то они точно переживают.
К 30 годам я честно призналась себе, чем интересуюсь всю свою сознательную и, возможно, даже бессознательную жизнь. Ну, конечно, помимо пирожных, платьев, мужчин и наблюдением за природой – к этим штукам я до сих пор испытываю интерес. В детстве я столкнулась с самой большой проблемой, или загадкой – кому как – с людьми. Все остальное в этом мире вполне себе процветает и хорошо себя чувствует (если только те же самые люди не вмешиваются).
Итак, больше всего меня интересуют люди: кто они такие, куда они все время бегут, что делает их счастливыми и несчастными; почему они способны на любовь, творчество, щедрость – все эти чудесные приятные вещи; и почему они способны с такой же сноровкой убивать, грабить и быть невыразимо несчастными столь разными способами. Собственно, вопрос не новый.
Сначала я просто наблюдала за людьми. Потом я поняла, что так трудно что-то понять, ведь я наблюдаю за тем, что снаружи, а все самое интересное происходит внутри. Но, как мы знаем, все люди врут. Причем я обнаружила интересный факт: о внутреннем врут даже больше! Так что я принялась за книжки – сначала классические романы с подробными исповедями героев и саморефлексией, потом я обнаружила психологические труды, а под конец добралась до религии, мифов народов мира, эзотерики, астрологии, индийских гуру (и самой Индии), И-Цзин, буддийских, индуистских и даосских текстов, Дизайна Человеков (это новье), психоанализа (с этого момента пошли уже практические опыты), трансперсональных тренингов, голодания, вегетарианства, веганство, випассаны, йоги, тарзанки, турпоходов, медитации, да мало ли еще чего… Конечно же, где-то между Достоевским и религиоведением я осознала, что наиболее очевидный и доступный объект для изучения человечества – это я сама. Зачем далеко ходить, да? Всегда на месте и не соврет (ну почти не…). И вот я копаю.
В процессе раскопок я обнаружила две самые примечательные стороны жизни человека, которые определяют его выборы, поступки и судьбу в конце концов. Люди больше всего хотят Бога и не хотят Смерти. В другой терминологии - мы хотим счастья и исполнения мечт и избегаем страха и боли. То есть вся наша жизнь, как электричество, бежит между двумя полюсами «+» и «-». Но, копнув еще глубже, я обнаружила, что достичь Бога без знакомства со Смертью невозможно; с другой стороны - знакомство со Смертью приводит тебя прямиком к дверям Бога. Скажем еще точнее – Бог и есть Смерть, это 2 стороны одной медали, это 2 имманентных качества одного и того же явления. И страдания человека возникают только потому, что мы хотим Бога, но не хотим Смерти. А так не бывает! Невозможно по самой природе вещей, потому что они – это не два, а одно и то же.
Собственно, на этом можно ставить точку.
Ну нееет… Я еще не сказала 30 тысяч положенных мне в день слов, а муж уже отказывается все это слушать)))
1
Так вот. Осознав на личном опыте и сверившись с источниками, что все стремления и страхи людей так или иначе связаны с неким явлением или скорее состоянием, которое описывается как бесконечное блаженство и умирание одновременно, я обнаружила, что на этом дело не заканчивается. По крайней мере, для меня. Как понимаете, к сожалению, я вдруг не стала просветленной (грустный смайлик).
Когда я только начинала свое исследование и эксперименты, источников было не так много. В основном, это мрачноватые жития святых, которые вначале придали зловещий и трагический привкус моим поискам. Сейчас, слава богу, существует огромный пласт литературы о феномене просветления – в основном это отголоски волны New Age на Западе, движения, которое родилось в результате проникновения (смешное слово, ну ладно) индийских гуру и тибетских лам в Америку, которые принесли свои учения о просветлении, Бардо, реинкарнации, карме, чакрах и пр. Все это с разных сторон описывает «технологию» просветления, его различные стадии и аспекты. Собственно, на Востоке люди тоже зря время не теряли.
Так. На всякий случай, если вдруг кто-то еще не понял: да, Иисус Христос, Сергий Радонежский, печорские монахи и Будда, индийские йоги-гуру, потребители психоанализов, холотропов и аояски и других веществ - все они говорят примерно об одном и том же явлении, это просто разные двери в одну Истину.
2
К слову сказать, христиане, да и сам Христос (как я сейчас понимаю, довольно темпераментный мужчина) в смысле подхода к просветлению применяют довольно радикальные способы, в отличие от своих восточных братьев[1]. Ну и результаты, как мы понимаем, мягко сказать, противоречивые. Потому что так кардинально истязать свою плоть все-таки решатся не многие. Поэтому на Западе мы и наблюдаем две крайности этого подхода: аскетичные монахи средневековья с одной стороны, и разгул потребления в 21 веке – с другой. Все или ничего. Поэтому поиски Бога на бывшем христианском пространстве, возможно, ассоциируются с постными злыми лицами и самобичеванием. А жаль…
[1] На этот счет сейчас есть несколько версий. Одна – что Иисус принадлежал секте евсеев, которые использовали утопление (Иоанн Креститель) для расширения сознания своих членов. В этом контексте часто упоминается фигура Иоанна Крестителя. Согласно другой версии, которая получила распространение благодаря книге Н. Нотовича «Неизвестная жизнь Иисуса Христа» (1894), Иисус (или Иша Натха, Юз-Асаф) в 14 лет вместе с купеческим караваном прибыл в Индию, где изучал ведические писания, а затем обучался тантрическим техникам в Тибете.
Буддисты же в этом смысле идут срединным путем, как им и было завещано, они не слишком придаются аскезе, но и не вовлекаются в наслаждения. Держатся посередине, стабилизируются, но неуклонно продолжают свой путь. Индуистская (или ведическая) традиция (которая в том числе дала начало буддизму) совмещает 3 подхода – вайрагья (аскетизм/шиваизм), дхарма с уклоном в аскезу и дхарма с уклоном в наслаждение (чтобы испить чашу – и потом отпустить). Но это деление только по одному принципу. В Индии огромное количество течений, учений, подходов, методов и технологий – веками эта страна была сосредоточена на одном и том же вопросе – поиске блаженства, экстаза, мокши, брахмана и т.д. И я, к слову, испытываю огромную благодарность этой культуре за все, что она создала и сохранила.
К чему я веду. Во-первых, понимание конечного пункта не освобождает от путешествия. Во-вторых, путешествие можно осуществить 3 основными способами:
a) Очень быстро, но гарантий нет, и момент просветления может совпасть с концом пребывания в физическом теле или сумасшествием. Поэтому тут как повезет. К этому способу относятся племенные обряды инициации народов Африки и Южной Америки; употребление стимулирующих веществ; обряд утопления евсеев.
b) В течение одной жизни – через суровую аскезу. Здесь определенный эффект более или менее гарантирован. Не гарантирована степень просветления или освобождения. О чем речь. Если аскеза очень сурова, то велика вероятность, что возникнет внутренний конфликт – между стремлением жить и стремлением к освобождению. Другими словами, один из распространенных эффектов – ненависть к телу. А ненависть к телу – это очень сильное чувство, очень сильная энергия, которая в свою очередь оставляет сильную вибрацию, след, что в свою очередь гарантирует перерождение. Более того, похоже, что такое перерождение принесет еще больше проблем, так как отрицание тела будет спрятано где-то в глубинах сознания, его будет сложно в себе обнаружить, чтобы исцелить. Как мне кажется, очень и очень многие люди на этой планете живут именно с такими ранами – из-за подавления жадности, прелюбодеяния – короче все 10 заповедей по списку. Оказалось, что просто запретить тело - не работает, потому как это часть тебя же. Просто не отработали технологию на тот момент, ну что такого, кто не ошибается, тот не пьет … впрочем, пить тоже нельзя. Ладно. Соответственно, этот путь предлагали все основные религии, существующие сегодня.
c) Долго, дорого, *****. То есть в течение многих жизней, но результат гарантирован. Смысл в том, что ты очень медленно, в течение многих жизней истончаешь свои желания=цепляния, страхи=отбрасывания, свою энергию, предпочтения и суждения, таким образом, вибрация становится все тоньше и в конце концов угасает. На самом деле, так или иначе, это естественный процесс жизни или эволюции. Происходит утончение: от подножия к вершине, от корней к листьям, от динозавров к птицам. Это заметно даже на протяжении одной человеческой жизни, если она прожита без особых подавлений и катастроф: к старости желания ослабевают, человек уже все попробовал, ко всему привык, многое познал. Если повезет, и жизнь сложится без особых подавлений и страстей, то к концу у человека есть возможность естественно просветлеть и возблагодарить Вселенную. Если не повезло уже (из-за воспитания, навязанных желаний или каких-то трагических ситуаций), то можно практиковать приближение просветления осознанно. А лучше в любом случае практиковать, потому что ведь никогда не знаешь, что произойдет, что вызовет сильные чувства, которые не дадут покоя до старости и оставят чувство неудовлетворенности до самого конца. Этим путем неосознанно движемся мы все, а осознанно – буддисты. А самый легкий и ненапряженный способ предлагает дзен-буддизм. Суть до крайности проста: ты и есть сама жизнь, ты неизбежно движешься к своему источнику, не нужно делать ничего особенного, просто не создавай напряжений, не создавай глубоких борозд и всплесков энергии, просто теки. Если можешь. Если нет – пробуй 2 предыдущие ступени.
В общем, все дороги ведут в одно и то же место – внутрь себя, внутрь своей жизни, своей смерти, своей пустоты. Все реки впадают в океан. Жизнь познает саму себя. Вопрос только в маршруте – с аскезой или с удовольствием, одному или в компании.
Напоследок хочу еще раз подчеркнуть, что это сугубо мой личный опыт и выводы, которые я могу сделать на данном жизненном этапе.
Кстати, такой этап в ведической традиции называется этапом пчелы – когда человек собирает сведения (мед) из различных источников, чтобы выбрать свой маршрут движения – по крайней мере в этой жизни. Как я сейчас вижу, это достаточно небесполезный этап – не только в смысле любопытства, свободы воли и сомнений, но он также надежно защищает сознание от фанатичной приверженности и крестовых походов. Конечно, всегда остается опасность застрять на самих учениях или увлечься коллекционированием идей – от этого никто не застрахован. Но, как говорится, истина не в пути, а в искателе.
Когда дойдут руки и посетит вдохновение – напишу подробнее о тех дверях, в которые успела постучаться, и о своих опытах. Возможно, эти обзоры смогут сориентировать еще кого-то, кто так же пустился на поиски меда. В общем – на благо всех живых существ.
Буду рада обратной связи, пишите, какие из дверей вас заинтересовали.
Подписывайтесь на мой Телеграм: http://t.me/ToKnowYourself