Найти тему
inner emigrant

ТАРТЮФ | Григорьян

Николай II и Григорий Распутин, аристократия и народ втречаются на одной сцене, пока зрители в зале ирают главную роль.

В рамках Фестиваля "Золотая Маска"​ прошли показы спектакля, который захватывает буквально с порога, держит до самого конца, не отпускает после, заставляет купить билет на следующий показ, едва ты с него выходишь, и однозначно является совершеннейшим театральным шедевром.

Первое удивление ожидает вас прямо на входе в зал. Казалось бы ничего неординарного: на билетах указан ряд, место. Вот только рядом со словом "партер" значится загадочная буква "А" или "Б". Вход для каждой "буквы" – отдельный. А когда заходишь – видишь свой глухой фасад декорации с закрытым занавесом. Это только твоя сцена. Другая часть публики "исчезла", и что сейчас видит она – загадка. Пытливые зрители начинают подозревать, что другую сторону зала возможно удастся разглядеть, когда занавес откроется, именно сквозь действие спектакля. Но, когда это происходит, некоторые еще долго сосредоточенно размахивает руками, пытаясь понять не зеркало ли перед ними, отражающее их самих. И это решение имеет просто колоссальное значение в восприятии спектакля. Но пока не будем забегать вперед.

На "сцене", между двумя частями разделенного и "размахивающего" друг другу зрительного зала, начинается "Тартюф". Самая расхожая, известная и с кровью и молоком впитанная в русскую культуру пьеса французского драматурга Жана-Батиста Мольера. Еще недавно ее читали абсолютно все, сценки из нее ставили в школах на русском языке, в языковых ВУЗах – на французском. И, конечно, афиша почти каждого репертуарного театра считала своим долгом это наименование иметь. Вся театральная среда в прямом смысле была "отартюфлена".

Если кто не застал эти славные времена, то магистральный сюжет пьесы довольно прост и незатейлив. В доверие к хозяину дома господину Оргону втирается молодой человек по имени Тартюф. Господин смотрит на гостя как на чудо: молодой, учёный, скромный, благородный, бескорыстный, и что особенно важно – набожный. Домочадцев, пытающихся доказать ему, что Тартюф вовсе не так свят, как пытается показать себя, Оргон считает неблагодарными, погрязшими в грехах людьми. Истинная сущность Тартюфа проявляется лишь тогда, когда Оргон, неосмотрительно предложив ему руку своей дочери, поручив ему на хранение кассу мятежников и переписав на него дом и свои капиталы, лично становится свидетелем домогательств Тартюфа к своей жене. Но дарственную на дом отзывать уже слишком поздно. И лишь чудесное вмешательство короля, за пять минут до финала наводящего справедливость (Тартюф наказан, Оргон прощён, его семье возвращены дом и имущество), позволяет пьесе остаться комедией.

Да, это – комедия. И большинство театральных постановок еще совсем недавнего прошлого выдавали какой-то накринолиненный водевиль в пыльных париках, чем окончательно этой пьесой публику утомили, и "Тартюф" внезапно, как по мановению палочки, пропал совершенно ото всюду чуть ли не в один день.

И вдруг новая постановка режиссера Филиппа Григорьяна в Электротеатре Станиславский​ становится настоящим возрождением легенды.

Текст Мольера тут приводится почти дословно. Но, несмотря на его "зарифмованность", подается он в совершенно гипнотической интонации. Каждое слово живо воспринимается, понимается, отзывается и попадает в самую точку. При этом новое, остро современное прочтение легендарной комедии выполнено с каким-то восхищающим уважением к классической школе. Кто-то даже окрестил этот жанр "неоклассикой", и это определение очень точно и емко описывает происходящее.

И тут пришло время раскрыть главную находку, которая обеспечивает наибольшее потрясение.

Дело в том, что господин Оргон появляется в портретном гриме Николая II. Текст Мольера не изменен, но его восприятие меняется. Когда герой произносит "пускай умрут и мать моя, и дети..." или когда к нему обращаются со словами "не убивайтесь зря", пробегают настоящие мурашки. Эти вроде бы ничего не значащие у Мольера филологические гиперболы начинают звучать как леденящие кровь пророчества (если кто-то не знает судьбу Николая II, вбейте в Google запрос "расстрел царской семьи").

Более того, чтобы это сходство выглядело не случайным, дочь Оргона играют сразу четыре героини (по числу дочерей последнего и зверски убитого императора нашей страны). Строчки дочери Оргона Марианны поделены на всех и сценографически этот "прием" доставит вам много восторгов.

Но дальше больше.

Как вы понимаете, наложение смыслов с царской семьей комедию делает мрачной. Да, безусловно режиссеру удается изящно актуализировать юмор Мольера, посмеяться есть где, и зал этими возможностями охотно пользуется. Но общая атмосфера невероятно обскурная. По сути это – настоящий триллер. И тут Григорьян цепко ухватил главную особенность первоисточника – загадочную фигуру самого Тартюфа. Почти половину пьесы мы слышим только разговоры о нем, ажиотаж нагнетается. Он появляется на короткое время, и затем следует развязка.

Режиссер же просто возвел этот ажиотаж вокруг героя, это нетерпеливое ожидание Тартюфа, в жанр триллера, создав саспенс такой силы, что временами самому Хичкоку есть чему позавидовать.

Когда накал в зале достигает предела, появляется он – Тартюф. И это второе мощное потрясение. Он, в свою очередь, предстает в портретном гриме возможно самого известного мятежника нашей истории – Григория Распутина. И тут, как снежный ком, начинают накатывать все смыслы, заложенные постановщиками.

Дело в том, что Распутин был вхож в дом Николая – лечил его сына от проявлений гемофилии, а царицу Александру Федоровну от невротических припадков и мигрени (по официальной версии).

Более того, по одной из неофициальных версий, царская семья сближалась с Распутиным, поскольку в то неспокойное время видела в нем представителя простого народа, крестьянства, и использовала его как посредника в отношениях с народом.

Ну и коронный удар: до сих пор ходит пусть и не имеющая доказательной базы, но все же крайне расхожая легенда, что Распутин был фаворитом императрицы, жены Николая.

От этих наваливающихся один за одним прозрений ты физически не можешь пошевелиться. Французская пьеса обрусела давно и надолго. Мольера в пору называть "русским народным" французским драматургом. Но, чтобы такое (!) попадание! Происходящее резко начинает походить на мистический сеанс.

Обнаружил эту невероятную параллель режиссер при участии драматурга Ольги Федяниной, которая все пересечения комедийной выдуманной французской пьесы и трагической реальной нашей истории виртуозно переплела. Здесь важен даже не сам новый оригинальный и навязанный сеттинг, позволяющий воспринять канонический текст с новой позиции.

Здесь важна сила метафор.

Николай II как символ абсолютной аристократии.

Аристократии в каком-то демоническом порыве перебитой и уничтоженной собственным народом. Во многом последствия именно этих жутких страниц нашей истории мешают нам сегодня спокойно спать по ночам. Именно аристократия в своем "отрыве от реальной жизни", проживании "на своей радуге", во всех странах, где сохранилась, выступает оплотом и авторитетным "флюгером" моральных ценностей. Не церковь. Ни тем более государство. Мы эту возможность уничтожили самостоятельно. И во многом отсюда сегодня одна за другой начинают возникать химеры какого-то извращенного, напускного и надуманного морализаторства.

Распустин же выступает символом абсолютной народности.

Причем народности образованной, не люмпенизированной. Но при этом не лишенной таких банальных пороков, как лицемерие, жажда наживы, подлость, глупость и конечно же мнимое святошничество. У Мольера Тартюф мало того, что пылает страстью к жене своего покровителя, не гнушается нажиться на нем — он не боится ни земной власти, ни небесного суда, греша не столько перед людьми, сколько перед Богом, о величии и значимости которого столь много и высокопарно рассуждает.

Опять же, сами фигуры Николая и Распутина, их соотнесённость с героями Мольера не столь критичны (не спешите протестовать). Значительна именно стоящая за их образами символичность.

И вот уже отданная касса мятежников и дарственная на дом, которые Оргон выдает Тартюфу, воспринимаются не иначе, как знаменитое отречение Николая от престола и передача казны народу.

Во втором акте же история обретает по-настоящему дьявольский размах. Никакой добрый король не появится, чтобы наказать плохих и спасти хороших. Это была бы "хрень какая-то" (как подсказывают сами постановщики). История не имеет сослагательного наклонения. То, что случилось, должно случиться. А нам сегодняшним нужно эту коллективную травму прожить по полной, чтобы принять и уверенно двигаться дальше в нужном направлении. И пока кто-то по ту сторону государственной границы вручает Оргону-Николаю орден за исторический поступок, Распутин-Народ по эту сторону почти в духе Шарикова из "Собачьего сердца" Булгакова не остановится ни перед чем, чтобы забрать все. И даже немного больше.

А теперь, когда вы знаете магистральную идею постановки, вспомните как устроен зал.

Спектакль разделяет публику напополам. Выступает едва проглядной стеной. Вы и другие зрители смотрите на одни и те же события нашей истории, но находитесь от них по разные стороны. Смотрите на них с разных точек зрения.

И, как только вы это понимаете, все становится другим в одну секунду. В спектакле проступает главный герой – именно зрительный зал. Зал, заполненный нашим современным обществом. Обществом, разобщенным, тоталитарно разделенным на две противоположные половины. Одни физически не могут увидеть то, что видят другие. У одних декорация черная, у других – зеленая.

После антракта вас поменяют местами. Если вы были на "черной" половине, окажетесь на "зеленой". Но перемена мест слагаемых не изменит суммы. Вы все еще физически не можете смотреть на нашу историю, на возможно самые травматичные и неотрефлексированные ее события так, как это делает противоположная сторона. Прошлое будет заключено между вами почти так же, как у Мольера – "меж верой истинной и верой показной". Осталось только понять на какой вы стороне.

Но самое внушительное, что вы будете видеть друг друга с противоположной половиной Видеть сквозь действие спектакля. Будете наблюдать различие реакций друг друга. Будете смеяться в лицо друг другу. Судить на глазах друг у друга. А мешать "договориться" вам будет эта стена, в которой оживают образы прошлого, тоталитарно возведенная режиссером.

И, когда у вас будет получаться перевести дух, вы неизменно поймаете себя на мысли, что пытаетесь понять как же именно видит все происходящее противоположная сторона. И в самой этой интенции заложен большой потенциал для диалога.

Да, режиссура здесь настолько тонка и настолько виртуозна, что несмотря на то, что все действие происходит посередине, каждая сторона увидит свой спектакль. Для каждой стороны придуманы свои эффектные решения.

В результате, выходя со спектакля, вы обнаружите, что даже не дойдя до гардероба, уже покупаете билет на следующий показ в противоположный сектор. Потому, что просто так выйти из этого спектакля невозможно. Он попадает в слишком глубокие для нас бессознательные нарывы, которые до сих пор продолжаю гноиться и лопаться.

И напоследок,

Несмотря на свою "комедийность", пьеса Мольера относится к произведению классицистической системы. Как следствие, обладает ее неизменным принципом трех единств: времени, места и действия.

Время событий комедии не превышает суток. Все события разворачиваются в одном месте – доме господина Оргона, куда приходят все персонажи. Действие развивается настолько естественно, насколько это вообще возможно.

Так вот, несмотря на свою острую современность, новый "Тартюф" Григорьяна сохраняет все три единства, лишь аккуратно их актуализируя. Время – словно возвращение в ту конкретную точку, когда все пошло не так. Место – единая декорация, которая лишь меняет цвет в зависимости от вашего "угла зрения". Ну и события проносятся "на одном дыхании".

И вновь обращаю внимание, что сам текст Мольера приводится практически полностью и дословно. Классика и современность здесь формируют впечатляющий симбиоз. Это от самого начала до самого конца именно наш спектакль – как по форме, так и по содержанию. Представить его где-то в мире или подобрать какие-то мировые прототипы совершенно невозможно.

И никогда еще этот текст не имел постановки такой глубины, такого грандиозного значения и с таким обилием тонких нюансов и изысканный решений.

Это – лучший Мольер, которого можно представить. Точнее его и представить-то настолько сильным было невозможно. Это местами даже лучше, чем Мольер. И для меня это – совершенно особенный, и в данную минуту просто любимейший спектакль космического Григорьяна. Без привычной сочности цветов, без молодежной эстетики мультсериалов, видеоигр, эмоджи и других маркеров медийной современности, которые еще попробуй все узнай. "Тартюф" порабощает именно тем, насколько это серьезная, глубокая и очень большая работа.

Собственно есть какая-то ирония в том, что эта большая работа номинирована на "спектакль малой формы". :)

И это при таком размахе смыслов и столь солидной продолжительности – 3 ч 30 мин (которые, к слову, пролетят, как один сеанс гипноза, даже не начинайте на сей счет беспокоиться).

Следующие показы пройдут 25-го, 26-го и 27-го июня 2018-го года. И я очень (!) рекомендую туда попасть. Вы не пожалеете. Вне зависимости от ваших убеждений и театральных предпочтений. У вас всегда будет возможность занять свою сторону и смотреть на происходящее под своим углом.

Спектакль правда относительно не самый дешевый (и в данном случае это очень понятно): от 1200₽ до 5000₽.

Но как раз именно сегодня, буквально несколько часов назад, на сайте появились билеты. И вы можете успеть выбрать любой ценовой диапазон, который вам комфортнее. Видно будет неплохо с любых мест. Только надолго не откладывайте. Недорогие места разлетаются стремительно.

Билеты доступны по ссылке:
https://electrotheatre.ru/repertoire/spectacle.htm?id=3

"Вы вольномыслием давно заражены.
Я вам твердил сто раз, понять бы вы должны,
Куда вас приведет столь скверная дорога."

p.s.
А еще в спектакле восхитительные костюмы, фантастические декорации, тактично оттеняющая текст музыка, и масса, просто масса сильных актерских работ (включая грандиозную Елену Морозову). Но я не знаю как остановиться и не превратить пост про этот спектакль в монографию... Его хочется разбирать на микродетали... Про него хочется говорить, говорить и говорить. Из него совершенно не хочется выбираться...
И, надеюсь, в июне мы к нему вернемся!
А пока...
Не убивайтесь зря, пожалуйста!
___________
Источник материала, фото, видео и комментарии:
https://www.facebook.com/inner.emigrant/posts/409484446167131

Самые свежие обзоры и обсуждения театральных и музыкальных событий всегда первыми в Facebook:
https://www.facebook.com/inner.emigrant