Гештальт-терапия – это «разговорная» терапия, и основное, что происходит, – это диалог между терапевтом и клиентом, в котором исследуются прерывания потребностей. Особенностью работы является фокус на том, что происходит здесь и сейчас: исследуется, как проблемы из «там и тогда» проявляются в «здесь и теперь» – в общении клиента и терапевта (например, как клиент предъявляет проблему, как «живет» в своей теме; воспроизводит ли свои типичные трудности в общении с терапевтом).
В работе возможны эксперименты – специально организованные ситуации, направленные на актуализацию трудностей, прояснение чувств, потребностей, получение и усвоение нового опыта. Эксперимент может заключаться в просьбе, предложении представить какого-либо человека или себя в определенной ситуации, произнести какую-нибудь фразу, нарисовать что-то и т. д. Эксперимент в терапии должен быть добровольным (обязательно согласие клиента и терапевта) и безопасным.
Гештальт-терапия – это диалог равных личностей. В результате совместной работы терапевта и клиента восстанавливаются здоровые психологические границы.
Экспертом в своей жизни и своих границах является клиент, а терапевт сопровождает его в исследовании, помогает осознать, как клиент организует свою жизнь, заметить паттерны, увидеть их истоки, понимать разницу между ситуациями, в которых они возникли и в которых были эффективны («там и тогда»), и сегодняшней трудной ситуацией («здесь и теперь»), искать новые способы действовать, быть гибким – применять не только привычные, а разные способы и стратегии. Когда клиент начинает видеть дополненную картину, у него появляется больше свободы в выборе, как решать проблему, удовлетворять потребность.
Практически любая работа в гештальт-терапии – это работа с границами: границами личности, границами потребности, границами контакта.
Прерывания потребностей (они же незавершенные гештальты, нарушения границ, паттерны) есть у всех людей, в том числе и у терапевтов. Но терапевт специально обучен замечать не только чужие, но и свои паттерны, что позволяет ему выдерживать свои чувства и чувства клиента и при этом оставаться в контакте.
Парадокс паттернов в том, что они не только мешают, но и помогают... - продолжение будет в статье "Психологические границы".
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить :)