Сколько заплатят россияне, если это случится
Правительству нужны деньги на исполнение программы Путина
Президент России Владимир Путин в ходе послания Федеральному собранию фактически обозначил контуры внутренней политики России на ближайшие шесть лет. В своей первой части послания глава государства сделал акцент на человеческом капитале — здравоохранении, образовании и инфраструктуре, на которые будут увеличены расходы бюджета в ближайшие годы.
Среди наиболее амбициозных задач, поставленных президентом перед правительством: снизить уровень бедности в два раза, увеличить в 1,5 раза ВВП на душу населения, довести ставки по ипотеке до 7-8 процентов, в два раза увеличить расходы на строительство дорог и многое другое.
22 Программа президента оказалась весьма дорогойРасходы на реализацию заявленных целевых показателей в грядущую шестилетку могут составить 20,5 триллиона рублей. Такие данные приводят экономисты Росбанка Евгений Кошелев и Анна Заигрина в своем обзоре «Россия после выборов». Для достижения целей развития социальной и транспортной инфраструктуры, по их подсчетам, понадобится 8,4 триллиона рублей, на повышение качества здравоохранения потребуется 5,2 триллиона рублей, 3,6 триллиона — на образование, а 3,4 триллиона рублей — на решение проблем демографии. При текущем уровне расходов федеральный бюджет не сможет реализовать подобные задачи, уверены экономисты, а реальный эффект от расходов россияне почувствуют только через 5-10 лет. 33 Четких источников финансирования власти пока не придумалиВ том же послании говорилось, что добиться новых ключевых показателей планируется за счет ускорения экономического роста до уровня выше среднемирового, то есть до 3,7-3,8 процента в год. С помощью увеличения инвестиций в российскую экономику с 21 до 25-27 процентов ВВП.
О налоговых изменениях непосредственно перед выборами президент не сообщал. Более того, за несколько месяцев до голосования россиянам и вовсе пообещали стабильность налоговой системы вкупе с прощением налоговых долгов. То есть до конца 2018 года новых налогов не планировалось. 44 Правительство не видит проблемы в росте НДФЛДля выполнения поставленной задачи правительство рассматривает сразу несколько вариантов, которые затронут обычных россиян. Наиболее вероятным вариантом на текущий момент называется повышение налога на доходы физических лиц (НДФЛ) с 13 до 15 процентов.
В самом правительстве никакой проблемы в повышении налога на 2 процентных пункта не видят — вице-премьер Аркадий Дворкович в четверг, 22 марта, заявил: «Это число — 13 процентов — тоже не фетиш, оно ничем не отличается от 14 процентов и 15 процентов, это просто одно из возможных чисел». По словам чиновника, дополнительные налоговые поступления могут направить на увеличение расходов на здравоохранение.55Минфин предлагает масштабный налоговый маневрВедомство Антона Силуанова выступило с инициативой снизить размер страховых взносов с текущих 30 процентов от фонда оплаты труда до 22 процентов, параллельно повысив налог на добавленную стоимость (НДС) с текущих 18 процентов (за исключением льготных категорий) до 22 процентов. Подобный маневр облегчит жизнь работодателя, но опять же ударит по россиянам, ведь производители и продавцы закладывают в итоговые цены и сам НДС.66Минфин предлагает вернуть старый налогВ качестве еще одного варианта финансирования мегапроектов президента Минфин выдвинул идею вернуть подобие старого налога с продаж, но в новой форме, получившей название «торговый сбор с оборота». Размер и критерии подобного сбора пока не раскрывались. Налог с продаж взимался в России с 1998 по 2004 год, ставка налога составляла 5 процентов от стоимости продаваемого товара. Введение подобного налога отрицательно скажется на потребителях — продавцы будут закладывать его в итоговую стоимость продукции.77Власти готовы экспериментироватьМинфин рассматривает возможность комбинировать налоги. Например, есть предложение, что торговый сбор может быть введен вместо повышения НДС при параллельном снижении страховых взносов. Цель маневров — снижение налоговой нагрузки на работодателей и бизнес. Минфин уверен, что подобные меры поспособствуют многим организациям выйти из тени, увеличив таким образом налоговую базу, а соответственно, и поступления денег в бюджет.88Налоги помогут, но картины не изменятЭкономисты Росбанка убеждены, что, помимо налоговых маневров, властям придется проводить бюджетный маневр, который будет состоять из четырех пунктов: снижение расходов на социальную сферу (на 7,8 триллиона рублей за шесть лет), сокращение расходов на оборону (на 6 триллионов), увеличение доходов бюджета (на 4 триллиона) и изменение бюджетного правила, которое дополнительно позволит направлять на заявленные цели 450 миллиардов рублей (2,7 триллиона за шесть лет). Действующее бюджетное правило отталкивается от цены за нефть на уровне 40 долларов за баррель — все сверхдоходы направляются в резервы и не могут быть использованы на покрытие текущих бюджетных задач.99Минфин утверждает об отсутствии планов увеличения налоговой нагрузкиАнтон Силуанов на встрече с президентом России Владимиром Путиным в четверг, 22 марта, утверждал, что ключевая задача — не повышение налогов и налоговой нагрузки, а повышение собираемости налогов и сборов. Также министр обмолвился, что правительство оценивает целесообразность некоторых налоговых льгот. По мнению Силуанова, некоторые из них стоит отменить. При этом в социальной сфере россиян также могут лишить ряда привилегий, переориентировав высвободившиеся средства в пользу граждан с низкими доходами — фактически Силуанов анонсировал оптимизацию социальных расходов.1010Правительство не может договоритьсяВнутри кабмина нет согласия даже по тому, как протекает дискуссия. Часть представителей правительства утверждают, что «в целом предлагаемые меры согласованы», другая часть чиновников, наоборот, утверждают, что никакого согласования нет — дискуссия продолжается. Официально конкретные меры правительства по увеличению налоговой нагрузки власти пока не комментируют. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков отмечает, что никаких конкретных решений пока не принималось, а правительство продолжает работу над бюджетными и налоговыми предложениями.