При получении требования или поручения о предоставлении налоговикам определенного списка документов налогоплательщик не имеет права усомниться в законности проведения таких мероприятий. С точки зрения законодательства требования к нему со стороны налоговой инспекции являются правомерными.
Однако, несмотря на это налогоплательщик не должен выполнять те распоряжения, которые являются неправомерными. (Ст. 21 НК РФ, п.1, подп.11).
Необходимо четко знать в каких случаях распоряжения проверяющих органов можно не выполнять, руководствуясь определенными законодательными актами.
Рассмотрим пример произошедший в г. Краснодаре. К контрагенту со стороны налоговой инспекции поступил официальный запрос о предоставлении информации на основе камеральной проверки за 2-й квартал 2017 года. Казалось бы, проверяемое лицо должно незамедлительно выполнить требования налоговиков. Но при изучении даты составления данного требования выяснилось, что оно было составлено 24 июня 2017 года, а по законодательству 2-й квартал заканчивается только 30 июня. Сопоставление двух этих дат показывает, что в период формирования требования, а также проведения финансовой проверки (2-й квартал 2017 года) декларация по НДС не была еще сдана и сам изучаемый квартал еще не окончился. Исходя из этого, торговая компания физически не смогла подготовить и предоставить информацию о перемещениях финансовых средств. На основании всего вышеизложенного компания не смогла предоставить требуемую налоговиками финансовую документацию, и даже не была оштрафована.
Но не все спорные ситуации удается решить относительно мирным путем. Иногда компании вынуждены отстаивать свои интересы в суде. В одном из таких случаев налоговые инспекторы попросили предоставить документы финансового характера, аргументировав свои требования тем, что в компании осуществляется выездная проверка. Однако при тщательном рассмотрении материалов выяснилось, что в этот период никакой проверки на предприятии не проводится, а она намечена только через семь месяцев. Это факт послужил поводом отказать налоговой в предоставлении интересуемых их документов.
Есть случаи, когда работники налоговой изменяют в тексте программы печатную фору требований. При этом в программу вносится текст стандартного типа с перечнем документов, которые нужно предоставить налогоплательщики. При поступлении в инспекцию поручения с другой налоговой, то в требование автоматически помещается это перечень документов. Но во многих случаях налоговики такую информацию не запрашивают. По такой же причине требования и поручения могут не совпадать по списку требуемых документов или содержать в тексте непреодолимые противоречия. В такой ситуации компания имеет полное юридическое право не выполнять требования налоговиков и официально написать отказ.
Иногда по некоторым спорным вопросам бухгалтер напрямую звонит инспектору, чтобы узнать более конкретно, какие материалы необходимо подготовить и своевременно предоставить в налоговую. Такое прямое общение бухгалтер-инспектор имеет несколько недостатков:
- все равно есть шанс предоставить в налоговую не те документы;
- бухгалтер крупных промышленных предприятий не имеет столько свободного времени, чтобы звонить по всем вопросам инспектору.
Существуют такие ситуации, когда налоговики могут повторно истребовать финансовые документы. В таких случаях бухгалтер предприятия может отказать налоговикам, сославшись на 5 пункт, 93 статьи НК РФ. Эта норма права налагает ограничение на повторное предоставление налоговикам требуемых документов. Такое ограничение можно применить не только в отношении определенного предприятия или компании, но и в отношении конкретного контрагента (статья 93.1 Налоговый Кодекс РФ). При составлении инспектором поручения с последующим отправлением его контрагенту должен составляться запрос касаемых документов. Если на основании результата запроса документы уже проверялись, то их нельзя включать в составляемое поручение. (пункт 8.3 письмо ФНС России от 17.07.2013 № АС–4-2/12837).
Очень часто налоговики не согласны с таким положением дел. Поэтому налоговые органы могут дублировать поручения из разных инспекций. При выявлении того факта что инициатором поручений является одна инстанция, инспектируемое предприятие может написать официальный отказ.
Иногда налоговые делают запрос на предприятие в обход инспекции, у которой данное учреждение стоит на учете. Такое поведение налоговики аргументируют различными законами и статьями Налогового Кодекса. Типичный случай имел место в Свердловской области, где налоговая инспекция направила почтой запрос компании, которая зарегистрирована в городе Санкт-Петербург. Инспекция ссылалась на постановление Правительства РФ (30.09.2004 г., № 506). Компания написала письменный отказ и указала на грубейшее нарушение механизма истребования документов. Кроме того в отказе было указано что положение о ФНС является подзаконным актом Налоговому Кодексу России. И это не является основанием для получения необходимых документов напрямую.
В основном налоговая инспекция интересуется стандартным набором документов. Но иногда налоговики начинают проверять всю технологическую схему-цепочку от производителя до покупателя. Для этой цели инспекция просит предоставить значительный объем информации: Ф.И.О. работников, номера машин, объем отгруженного товара. Главное при предоставлении такого значительного объема информации – не предоставлять лишнюю информацию.
За не предоставление документов на предприятие может быть наложен штраф в объеме 10 тысяч рублей (пункт 2, статья 126 НК РФ). Кроме этого, в тексте акта проверки налоговики могут указать тот факт, что отсутствие затребованных документов косвенно свидетельствует о формальном характере проводимых сделок на изучаемом предприятии.