Найти тему

ПРАЗДНИК И ДАЖЕ ФЕСТИВАЛЬ

ОБЩЕСТВО СПЛОТИЛОСЬ ВОКРУГ ПРЕЗИДЕНТСКИХ ВЫБОРОВ

В воскресенье в России состоялись выборы президента. Выборы прошли живо: разброс кандидатов – от кондового коммуниста Максима Сурайкина, «товарища Максима», с вечными красными гвоздиками наперевес, до вышагивающей по свалке, словно по подиуму, Ксении Собчак – картина маслом.

Главная интрига была связана с тем, сколько процентов голосов наберет Владимир Путин и как на его фоне будут выглядеть другие кандидаты. По сути, это были даже не выборы, а плебисцит, позволяющий бесспорному национальному лидеру формировать политику.

Дело в том, что в современном обществе (нашем, американском – неважно) существуют как минимум две элитные группы – финансовая и промышленная, которые делят между собой «пирог». А глава государства является между ними арбитром. И от того, куда в ходе выборов склоняются граждане, зависит политика.

Так пишется в умных книгах. И подтверждается практикой. Было время, когда в коридорах власти различных уровней частенько встречались выходцы из промышленной среды. Сейчас – ничего подобного. Можешь обойти этажи, если где-то на них наткнешься, – уже хорошо. При этом наверху говорят о технологических прорывах, престижности инженерного труда и так далее.

Такова глубинная сторона вопроса. На поверхности же выборы – праздник и даже фестиваль. Танцор Николай Цискаридзе голосовал в Приморском крае в окружении балерин. В деревне Горбунки на избирательный участок пришел местный житель в костюме межконтинентальной ракеты «Сармат». В Липецке голосовать явились богатыри в кольчугах, шлемах и с мечами. В Барнауле на избирательном участке устроили фотосессию полуголые «моржи» из клуба «Полярный медведь». «Мы в таком виде выходим на выборы уже десятый раз», – рассказывал на телекамеры их лидер.

Наш соотечественник голосовал, кажется, везде и в любых условиях – в холодном Нарьян- Маре и жарком Пхукете, в Милане и Праге выстраивались очереди. Желание соотечественников проголосовать удивляло. Уже к полудню Дальний Восток и Сибирь показали явку почти в 30 процентов, что было выше показателей как президентских выборов 2012 года, так и думских 2016-го. И хотя к середине дня явка вернулась в норму, снимки очередей у посольств и консульств удивлять не переставали.

Глава Центризбиркома Элла Памфилова появилась перед телекамерами рано утром – этот день был апогеем непростой и, говорят, мучительной для нее кампании. Власть, надо отдать ей должное, нашла подходящего председателя ЦИК, скорректировав её природную неугомонность прагматичным заместителем. Памфилова решительно заявила, что всем фальсификаторам будут давать по рукам: «А я бы, может, – и по зубам!». Подумала и извинилась за несдержанность.

Первым из кандидатов на избирательный участок пришел самовыдвиженец Владимир Путин, который делал свой выбор в здании РАН. Изначально планировалось, что он приедет к обеду и проголосует после премьер-министра Дмитрия Медведева, входит в подробности Lenta.ru. Однако потом планы поменялись. После того как Путин проголосовал (делал он это удивительно долго – 38 секунд), корреспондент «Коммерсанта» Андрей Колесников озадачил его вопросом: каково это, голосовать за себя – «неудобно» или все-таки «через не могу»? «Почему – через не могу?» – удивился Путин. Он уверен в «правильности программы, которую предлагает стране».

Через некоторое время на том же участке проголосовал кандидат от партии «Российский общенародный союз» Сергей Бабурин. Исполнив свой гражданский долг, он принялся заверять сирийских наблюдателей в том, что Россия Сирию не оставит. Делал это довольно долго, увлекшись процессом.

Тем временем кандидат от КПРФ Павел Грудинин проголосовал в своем родном совхозе им. Ленина, от души расцеловав сотрудницу избиркома. За этим парнем нужен глаз да глаз: налоговая служба сообщила о шести не закрытых в Швейцарии счетах на общую сумму в 960 тысяч долларов, и наши СМИ, захлебываясь от негодования, произвели его чуть ли не в олигархи. Пока в социальных сетях кто-то не подсказал, что это полумесячная зарплата ребят типа Миллера и Грефа или карманные деньги жены Шувалова. А у Грудинина нет даже миллиарда. Потом оказалось, что он еще и любимчик женщин – и такой человек, понимаешь, метит в президенты, да еще от компартии!

Лидер ЛДПР Владимир Жириновский после волеизъявления пребывал в грозном настроении. «Следующих выборов не будет, – мрачно изрек он, – мы переезжаем в Брюссель. В Брюсселе будем находиться, командовать всей планетой». Владимир Вольфович, похоже, находился в том душевном и физическом состоянии, когда, как говаривал покойный Олег Табаков, пора начинать любить природу.

Кандидат от партии «Коммунисты России» Максим Сурайкин пришел голосовать на Новослободскую улицу с мамой. У него имеются какие-то миллионы в рублях, но «товарищ Максим» мало кого интересует. Он сообщил, что его бы удовлетворил результат в 50 процентов.

Кандидат от Партии роста Борис Титов проголосовал на выборах в селе Абрау-Дюрсо в Краснодарском крае. Там, надо полагать, было что выпить и чем закусить, но телеоператоров на подобные мероприятия не приглашают.

В одиночестве пришел на участок основатель партии «Яблоко» Григорий Явлинский. Телекамеры его сторонятся: человек говорит заслуживающие внимания вещи, но после того как Григорий Алексеевич неловко высказался о Крыме, скорые на ногу «информационщики» решительно перестали даже пытаться вникать в его логические конструкции.

Телеведущая Ксения Собчак проголосовала последней. В этот день она в сопровождении ватаги фотографов и телеоператоров демонстрировала свои наряды, активно создавая информационные поводы. Сначала отправилась с инспекцией в следственный изолятор «Матросская тишина». А затем – в прямой эфир к оппозиционеру Алексею Навальному. Собчак пригласила Навального в свою с Дмитрием Гудковым партию, но тот не просто отказался, но и назвал собеседницу проектом Кремля и позором оппозиции.

Однако Ксюша не утеряла присутствие духа и явилась в свой штаб уже в красном платье: «Я считаю, главное, что удалось нам сделать, это прорваться к микрофону», – обозначила она свой основной успех.

Согласно предварительным результатам, Ксения Собчак выходила на полтора процента голосов, заняв четвертое место. И некогда ироничный с ней Владимир Соловьев стал подчеркнуто называть ее Ксенией Анатольевной.

Но дело не в Ксении Собчак, которую бывший совладелец «ЮКОСа» Леонид Гозман назвал мраморной плитой на могиле либеральной оппозиции. Плитой, видимо, является Павел Грудинин, наглядно воплощающий левый крен в обществе. По итогам обработки 60 процентов протоколов кандидат от КПРФ набирал около 13 процентов голосов. И хотя потом его результат несколько уменьшился (до 11,77%), стало ясно, что появился новый лидер, с которым придется считаться.

Политический ландшафт, сформировавшийся при обработке 99,84% бюллетеней, выглядит следующим образом: Владимир Путин – 76,69%, Павел Грудинин – 11,77%, Владимир Жириновский – 5,66%, Ксения Собчак – 1,68%, Григорий Явлинский – 1,05%, Борис Титов – 0,76%, Сергей Бабурин – 0,65%.

«Я считаю, что Павел Николаевич готовый кандидат в премьер- министры», – заявил Геннадий Зюганов.

Вот это был бы сюжет! Поскольку, глядя на состав правительства, непонятно, каким образом Путин намерен выходить на головокружительные показатели роста ВВП, озвученные в ежегодном Послании.

Пока же Владимир Путин, пригласив в Кремль оппонентов, по традиции, призывал их «объединять усилия для конструктивной работы на благо страны». И обещал сконцентрироваться на внутренних проблемах. «Очень бы хотел, чтобы мы руководствовались всегда соображениями долгосрочными, интересами России и российского народа и на второй план всегда бы отодвигали групповые или партийные предпочтения, – говорил он. – Понимаю, что это непросто, всегда возникает соблазн воспользоваться тем или другим решением власти».

Путин отметил, что практически все кандидаты в своей предвыборной кампании указывали на «проблему ножниц» между теми, «кто получает очень много, большие доходы, и теми, кто живет, мягко говоря, очень скромно». Президент пообещал, что «ножницы» уберет, и произнес фразу, фактически повторяющую лозунг Бориса Титова (Партия роста), что «работающий человек бедным быть не должен!», отмечает «Коммерсантъ».

Эту же фразу можно, еще с большим основанием, приписать и Павлу Грудинину, но левый спектр партий не обладает столь мощным и качественным информационным ресурсом.

Посмотрим, как отреагировали на то, что Президент России Владимир Путин набирает 76,66% голосов при явке в 67,98%, иностранные СМИ.

«Российские избиратели громогласно одобрили четвертый президентский срок Владимира Путина… А в рядах и без того разобщенной оппозиции происходит жалкое зрелище: два самых видных либеральных политика называют друг друга марионетками Кремля еще до закрытия избирательных участков», – пишет The New York Times.

Под самыми видными либеральными политиками лидер мировой прессы видит Ксению Собчак и Алексея Навального. Ну, как говорится, дописались.

«В политике Путина вряд ли что изменится: он по-прежнему будет пытаться восстановить Россию в статусе мировой державы, при этом почти не проводя экономических реформ в стране. А учитывая, что этот срок станет для него последним, многие ожидают начала нешуточной битвы среди кремлевской элиты за право быть его преемником».

Видимо, The New York Times имеет в виду либеральные реформы, которые у них попирает Дональд Трамп, чем до крайности раздражает финансовую элиту. У нас без битвы элит, по всей видимости, тоже не обойдется, но, в отличие от Трампа, Владимир Путин в ходе выборов получил карт-бланш и располагает громадным внутренним ресурсом и общественной поддержкой.

Сергей ШИЛЬНИКОВ, обозреватель "Тюменской правды" (региональная правительственная газета, которой в этом году исполняется 100 лет) http://tyum-pravda.ru/2018-03-22/prazdnik-i-dazhe-festival