Найти тему
Богословие и жизнь

В Библии говорится о двух разных Богах?

Как известно, Библия или Священное Писание, состоит из корпуса ветхозаветных и новозаветных священных книг. Все вместе они именуются Словом Божиим или Божественным Откровением. История Церкви говорит нам о том, что на протяжении 2000 лет существования новозаветной Христовой Церкви возникали различного рода лжеучения, которые подвергали сомнению принадлежность ветхозаветных священных книг к Божественному Откровению. Причинами такого неприятия ветхозаветных книг было наличие в них таких мест, которые, по мнению несогласных, говорят об уничтожении некоторых народов во время завоевания евреями земли Обетованной или же повествуют о неблаговидных поступках некоторых ветхозаветных праведников.

Вообще, неприятие Ветхого Завета в качестве Божественного Откровения было свойственно гностикам уже в конце 1 - начале 2 века. Гностики (от греч. слова гнозис - знание, мудрость) - сторонники синкретических ("сборная солянка") учений, с которыми они хотели объединить и христианство . Их мировоззрение было, как правило, дуалистично, т.е. они считали, что в мире есть два равноправных начала: доброе и злое. Всю ветхозаветную религию вместе со священными текстами иудеев они считали откровением злого бога. Во 2 в. известным сторонником этих идей в церковной среде был Маркион, сын синопского епископа. Он был весьма образованным человеком, который, однако, решил поправить христианское вероучение и христианский Новый Завет, книги которого он очистил от всех ветхозаветных цитат. Он не мог примирить правосудного Бога, как он считал, Ветхого Завета и любящего, опять же по его мнению, Бога Нового Завета. Церковь, в лице своих иерархов, осудила это учение, которое с тех пор стало именоваться ересью Маркиона.

Однако заблуждение Маркиона находит своих последователей и сегодня. К сожалению, есть такие священники которые не рекомендуют или даже запрещают читать Ветхий Завет; есть определенное количество мирян, которые не могут в своем уме примирить Ветхий и Новый Заветы. Проблема, на мой взгляд, заключается в том, что большинство православных не знает святоотеческого толкования на Священное Писание. У единстве Ветхого и Нового Завета писал священномученик Ириней Лионский в своем труде "Пять книг против ересей", Тертуллиан в своей работе "Пять книг против Маркиона", Климент Александрийский в "Строматах", свт. Иоанн Златоуст в "Толковании на Евангелие от Матфея" и в слове "О том, что един законодатель Ветхого и Нового Завета".