Сегодня — столетний юбилей удивительного музыканта и популяризатора джаза. Мэриэн Макпартланд, легендарная джазовая пианистка и радиоведущая, ушла из жизни всего четыре с половиной года назад, в августе 2013, в возрасте 95 лет. С 4 июня 1978 по 10 ноября 2011 она вела на Национальном общественном радио США (NPR) еженедельную часовую программу «Джаз за роялем» («Piano Jazz»). За 33 года выхода в эфир гостями программы Макпартланд, в которой она не только беседовала, но и музицировала со своими собеседниками, побывали практически все значимые джазовые музыканты. В память о Мэриэн — прощальный очерк о ней, который «Джаз.Ру» опубликовал после её ухода из жизни.
Известность и качество программ Мэриэн, в которых она и беседовала, и музицировала со своими гостями, находились на столь высоком уровне, что более десятка выпусков были изданы для коммерческого распространения на компакт-дисках и виниле (в частности, выпуски с участием Билла Эванса, Мэри-Лу Уильямс, Ширли Хорн, Лайонела Хэмптона, Диззи Гиллеспи и др.).
Обладая энциклопедическим знанием истории джаза, талантом интервьюера и глубочайшим пониманием практически любого джазового стиля, она могла не только интересно побеседовать с гостем программы, но и сыграть с ним дуэтом — всегда адекватно стилю партнёра, всегда на высоком уровне музыкальной компетентности. Саксофнист Билл Киршнер любил вспоминать, как в 2004 г., придя на эфир к 86-летней Макпартланд, предложил ей, после нескольких стандартов, вместе сыграть свободную импровизацию — и пианистка тут же бестрашно заиграла с ним «фри-импров». Музыковед Дэвид Дэмси слушал выступление Макпартланд в университете, где он учился, в 1980-е гг.; по окончанию программы Мэриэн вызвали на бис, и она предложила публике выбрать, какую тему ей сыграть. Два самых громких голоса одновременно выкрикнули «Girl From Ipanema» и «Giant Steps» — и пианистка в ту же секунду заиграла тему томной бразильской босса-новы, точнейшим образом накладывая её на сложную гармоническую сетку колтрейновской темы! Дэвид подошёл к ней после концерта, чтобы выразить восхищение такой способностью к моментальной регармонизации и настолько глубоким знанием джазовых стилей и репертуара, на что Мэриэн со своим обычным юмором ответила: «Времени уже не оставалось, концерт был слишком длинный, пришлось совместить темы».
В 2004-м Макпартланд стала лауреатом премии «Грэмми» — не за какую-то отдельную работу, а по совокупности заслуг в течение жизни. За четыре года до этого, в 2000-м, она получила высшую джазовую премию США — NEA Jazz Master, а в 2010-м её родная страна, Великобритания (в США Мэриэн жила только с 27-летнего возраста), наградила её Орденом Британской Империи — высшей гражданской наградой государства.
В последние два года «PianoJazz» выходит в записи — Национальное общественное радио повторяет сотни записанных ранее выпусков программы с Макпартланд в роли ведущей — а новые выпуски, выходящие в другое время, записывает 52-летний пианист Джон Уэбер под названием «Piano Jazz Rising Stars» («Восходящие звёзды джазового рояля»), приглашая к участию в них в основном музыкантов молодого поколения.
Мэриэн Макпартланд ушла на покой в 92-летнем возрасте, а в последние годы перенесла несколько инсультов и регулярно подолгу находилась в больнице, но ещё в июне 2013 года, в возрасте 95 лет, встречалась с читателями, отвечала на их вопросы и подписывала экземпляры книг в книжном магазине в Хантингтоне, в часе езды от своего дома: в 2005-м вышла её собственная книга «Marian McPartland’s Jazz World: All In Good Time (Music in American Life)», а в 2012-м известный джазовый критик и историк джаза Пол ДеБаррос выпустил подробную биографию Мэриэн, «Shall We Play That One Together? The Life and Art of Jazz Piano Legend Marian McPartland».
Мэриэн Макпартланд: ведущая ведущая
Михаил Митропольский, Константин Волков (2008)
...Один из идейных лидеров джазового радиовещания США, программный директор нью-йоркской джазовой радиостанции WBGO (Jazz88) Тёрстон Бриско рассказывал о Мэриэн:
Её программы — это удивительный артистизм и фантастическое взаимодействие между музыкантами, ведь передача Мэриэн заключается в том, что она не только беседует, но и играет в студии вместе с музыкантом, которого она пригласила, а она ведь — невзирая на возраст — исключительная пианистка и просто очаровательная женщина! Она — человек удивительной силы: ей удалось проложить себе дорогу в таком непростом деле, как джаз, где доминировали (и доминируют!) афро-американские мужчины, а вовсе не белые женщины. Она известна тем, что знает тысячи[музыкальных] тем, так что способна подхватить и играть практически любую пьесу, которую предложит ей её гость.
Маргарет Мэриэн Тёрнер родилась в британском Виндзоре 20 марта 1918 г. В детстве её учили играть на скрипке, виолончели и фортепиано, в трёхлетнем возрасте она уже по слуху подбирала на пианино вальсы Шопена. Она получила отличное академическое образование в лондонской музыкальной школе Гилдхолл и в конце Второй мировой войны уже гастролировала по Европе с водевильным шоу четырёх пианистов, выступая перед войсками союзников. В Бельгии она встретила своего будущего мужа — чикагского корнетиста Джимми Макпартланда. Переехав в 1946 году в США, она недолго играла вместе с мужем в его диксиленде, но ей гораздо больше нравился бибоп, так что она принялась выступать с собственным трио. Известный клуб Hickory House дал ей двухнедельный ангажемент, в ходе которого выяснилось, что британская пианистка обладает мощным свингом, умением проникновенно сыграть балладу и при этом отлично разбирается в самых новейших стилях. В общем, двухнедельный ангажемент превратился в восемь лет постоянной работы в Hickory House, куда послушать Мэриэн захаживали Бенни Гудман, Дюк Эллингтон, Оскар Питерсон и другие выдающиеся коллеги-музыканты.
Макпартланд выпустила множество записей на самых разных лейблах: только на Concord вышло 50 её альбомов! Был у неё и собственный лейбл, Halcyon Records, где она выпускала коллег-пианистов — Эрла Хайнса, Тедди Уилсона, Дейва Маккенну.
С 1978 г. она начала вести на национальной общественной радиосети NPRпрограмму «Piano Jazz». В настоящее время это общепризнанно самая широко распространяемая программа NPR (её из всех программ, распространяемых по этой сети, передаёт в эфир не только наибольшее число станций-филиалов, даже и тех, которые вообще не транслируют других джазовых программ, но и ряд станций, не входящих в сеть Национального общественного радио), и при этом старейшая: ни одна другая программа NPR не выходит в эфир так давно!
Мэриэн Макпартланд выпустила две книги: «The Artistry of Marian McPartland» представляет собой подборку текстовых расшифровок её радиопрограмм, а «Marian McPartland’s Jazz World: All in Good Time» — коллекцию подготовленных ей портретных очерков о джазовых музыкантах, бывавших гостями её программы. Множество дуэтных записей, сделанных во время её радиошоу, вышло отдельными пластинками, в частности — серия фортепианных дуэтов с коллегами-пианистами Эрлом Хайнзом, Джорджем Ширингом, Тедди Уилсоном, Биллом Эвансом, Чиком Кориа и другими.
ПОЛНАЯ ВЕРСИЯ ТЕКСТА С МНОГОЧИСЛЕННЫМИ МУЗЫКАЛЬНЫМИ ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ - НА «ДЖАЗ.РУ»