События в Волоколамске на минувшей неделе стали одной из центральных новостных тем. В городе, где второй месяц воздух отравлен свалочным газом с полигона ТБО, 68 детей попали в больницу.
Подмосковное ЧП не просто вызвало у обнинцев сочувствие к пострадавшим. Жители города невольно спроецировали произошедшее на себя.
Неудивительно: в пяти километрах от города находится Тимашовская свалка. Около нее находиться сложно — вонь стоит такая, что дышать трудно. А как выясняется, свалочные газы опасны для жизни и здоровья.
Все это наложилось на известия, что имущество МП «Полигон» передают из муниципалитета в ведение области и городские власти за состояние полигона в Тимашово ответственности больше нести не будут: соответствующее решение вчера приняли депутаты городского Собрания.
Повторение исключено
Мимо Тимашовской свалки из-за отвратительного запаха неприятно даже на машине проехать, не то что пройти пешком. Нарекания у горожан вызывает и внешний вид полигона, и то, что на нем используются устаревшие, нерациональные методы обращения с отходами: простое захоронение, без глубокой переработки, — морально устаревшая технология.
Между тем обнинские власти утверждают: повторение в наукограде сценария Волоколамска невозможно. «Еще 10 лет назад в Обнинске стали плотно заниматься вопросами мусора и состояния полигона в Тимашово, — объясняет мэр города Владислав Шапша. — Раньше на полигоне постоянно происходили пожары. Но потом была закуплена машина-уплотнитель, изменился подход к захоронению отходов: их стали пересыпать землей, песком, и эта проблема решилась. Сейчас на свалке действует система контроля выделения газа, контролируют и грунтовые воды на предмет загрязнения. Это системный процесс».
Согласен с Владиславом Шапшой и директор государственного предприятия «Калужский региональный экологический оператор», известный в Обнинске коммунальщик Сергей Клименко. «В последние годы Тимашовский полигон весьма квалифицированно и технологично содержится, — отмечает Сергей Клименко. — Во всяком случае, таких вещей, как в Волокаламске, в Обнинске не случится. Но сама система захоронения неправильна. Идеология должна быть такой: главное направление — сокращение объемов захоронения на полигонах, извлечение из мусора полезных фракций и возврат их во вторичный оборот, внедрение системы раздельного сбора мусора, все действующие полигоны должны быть закрыты и рекультивированы, а вместо них создан современный экотехнопарк».
О рекультивации Тимашово в Обнинске задумались давно: еще в октябре 2014 года была принята соответствующая программа. Общая стоимость мероприятий по ней оценивается в 367 млн руб. Приступили в Обнинске и к разработке проекта тела нового полигона, который предусматривает, в том числе, создание современной сортировочной линии. Разместиться он должен на земельном участке, примыкающем к старому полигону.
Но все эти проекты могут так и остаться на бумаге.
Из города в область
Дело в том, что в этом году по всей России меняется система обращения с отходами. Согласно вступившим в силу законам, в каждом регионе страны должны, во-первых, создать новую схему обращения с мусором, которая будет полностью учитывать все объекты сортировки, переработки и утилизации мусора. А во-вторых, выбрать регионального оператора, который будет все эти проблемы решать.
Сроки поставлены очень жесткие: до 1 апреля все муниципалитеты должны передать в область имеющееся у них имущество, относящееся к полигонам ТКО. До 1 мая в области должен пройти конкурс по выбору регоператора. После этого регоператор должен разработать и утвердить тарифы и с 1 января 2019 года приступить к полноценной работе. После этого срока все, происходящее с твёрдыми коммунальными отходами на территории области, станет его зоной ответственности.
«Для городского бюджета это будет серьезная разгрузка, — говорит председатель комитета по экономической политике городского Собрания Лев Березнер. — Это большой плюс. Из минусов — город потеряет влияние на то, что будет происходить на Тимашовской свалке, но таково требование федерального закона. Так или иначе, мы обязательно придем к концепции сортировки мусора и мусоросжигающих заводов. Бороться надо не за то, чтобы таких заводов не было, а за то, чтобы строились современные комплексы, где будут соблюдаться все требования по безопасности и нагрузке на экологию».
Раздельный сбор, сортировка, переработка, топливо
«Единственное будущее для мусора, которое придумали в Европе и которое возможно у нас — переработка», — уверен Владислав Шапша. Это напрямую согласуется с принятой в Калужской области территориальной схемой обращения с отходами. В ней приоритет отдается двум направлениям: кардинальному сокращению объемов захоронения мусора на полигонах и созданию высокотехнологичных перерабатывающих комплексов.
«Пока что у нас во вторичное использование идет всего около 5% отходов, тогда как в развитых странах этот показатель достигает 70%, — отмечает Сергей Клименко. — Для нас такая цифра звучит как фантастика, но она вполне реальна, если развивать технологии раздельного сбора и переработки мусора. А уже из остатков можно производить топливные элементы, которые не окажут негативного воздействия на окружающую среду. Их можно использовать в цементном производстве и на специализированных котельных. Такие примеры есть: в Ленинградской области установили уже несколько таких котельных — негативного воздействия ни на окружающую среду, ни на людей они не оказывают».
Из Москвы в Калужскую область?
Понятно, что процесс изменения схем обращения с отходами займет долгое время: приучить людей к раздельному сбору мусора ни за месяц, ни даже за год не получится. И современные высокотехнологичные перерабатывающие комплексы с сортировочными линиями за день не строятся. А контроль за происходящим на свалке город теряет уже сейчас. И люди боятся, что из-за этого в Калужскую область вообще и на полигон ТБО Тимашово в частности хлынет мусор из Москвы и Московской области.
Тем более, что еще в начале года губернатор области Анатолий Артамонов дал большое интервью, в котором заявил: Калужская область сможет принимать у себя отходы из других регионов. Позже региональный минстрой уточнил: такое может произойти только тогда, когда в нашем регионе будут достаточные мощности. «Территориальной схемой обращения с отходами источники образования отходов, расположенные в Москве и Московской области, не рассматриваются», — подчеркивает заместитель регионального министра строительства и ЖКХ Руслан Маилов.
Но люди все равно волнуются. И будут справедливо волноваться до тех пор, пока система обращения с отходами не будет полностью прозрачной и понятной, и пока все «мусорные планы» жителям не донесут в адекватном виде.
«Если нормальному человеку сказать, что у него под боком построят мусоросжигательный завод, он возмутится и пойдет протестовать. И правильно сделает! — уверен Сергей Клименко. — Просто сжигать мусор в том виде, в котором мы его собираем, ни в коем случае нельзя. А именно так любой человек воспримет информацию про мусоросжигательный завод».
С другой стороны, все понимают, что каждый из нас производит все больше и больше мусора, и он никуда по мановению волшебной палочки не улетучится. Проблему надо решать, и решать ее цивилизованным путем. Начать с себя — с раздельного сбора мусора. И, как пишут обнинцы в соцсетях, они к этому готовы. Но насколько репрезентативны такие посты? Проблема гораздо серьезней, чем видится вначале.
Начинают ее решать, как уже говорилось, с новой территориальной схемы и выбора регоператора. Но чтобы люди все это приняли, повторимся, весь процесс, включая контроль за объемами утилизации, должен быть прозрачен и понятен. Сценарий Волоколамска никому не нужен.
Платить за мусор обнинцы будут больше
Кто станет регоператором в Калужской области, станет известно по результатам открытого конкурса. «В целом в области считают, что государство должно сохранить контроль за этой сферой, — отмечает Клименко. — Поэтому и было создано государственное предприятие, которое также будет участвовать в конкурсе. Но так как конкурс открытый, то каким будет его итог, предсказать нельзя».
Но уже точно понятно одно: кто бы ни пришел на место регоператора, обнинцы за вывоз мусора будут платить существенно больше, чем платят сейчас. «В Обнинске в последние годы искусственно сдерживали рост тарифа, — отмечает Сергей Клименко. — Сегодня в городе отходами заниматься невыгодно, и не только частникам, но и муниципальной компании. Поэтому увеличение будет значительное. По остальному региону мало кто заметит это повышение».
На какие средства предполагают создавать мусороперерабатывающие заводы
Создание системы переработки отходов требует серьезных денег. Откуда они возьмутся?
Во-первых, часть средств, которые регоператор закладывает в тариф, он обязан пустить на создание предприятий по глубокой переработке отходов, уборку и рекультивацию мест несанкционированных свалок и закрытых полигонов, которые сейчас негативно влияют на экологию.
Во-вторых, между регоператорами будут распределяться средства экологического сбора, который с этого года взимают с производителей упаковки, а также налоги на негативное воздействие на окружающую среду.
В-третьих, сейчас на федеральном уровне прорабатывают программы льготного кредитования и налогообложения для регоператоров.
Не только имущество, но и люди
В ведение области передается не только имущество. 62 работника МП «Полигон» также переходят на работу в государственное предприятие «Калужский региональный экологический оператор».
«Мы ведем переговоры на уровне заместителей губернатора, и тема сотрудников «Полигона» — в них одна из самых важных, — подчеркнул Вячеслав Лежнин. — На последнем совещании в Калуге мы достигли договоренности, что 100% сотрудников перейдут туда работать. Все люди должны остаться, и зарплата у них должна быть как минимум не ниже, чем сейчас».
Мы за этим будем наблюдать, для людей это должно пройти спокойно, не отразиться на них.