9 утра. В приемное отделение психиатрической больницы поступает мальчик 10 лет. Рядом мать.
Читаю направление: "агрессивен, раздражителен, уходит из дома, прогуливает уроки". Далее смотрю характеристику из школы:"за время обучения А. показал средний уровень подготовки; мотивации к обучению нет; эмоционально-неустойчив, упрям, дерется с детьми". Диагноз: "Органическое расстройство личности и поведения". Цель госпитализации не указана. Обращаюсь к матери:
- Что привело вас в нашу больницу? Для чего поступаете?
Она возмущенно уставилась на меня и, чуть не захлебываясь от такого "хамского" вопроса, выпаливает:
- Там все написано!
Стараюсь сдерживать собственные эмоции, "докапываюсь":
- Здесь написано, это правда. Но как Вы сами считаете, для чего нужна госпитализация в психиатрический стационар?
Она раздраженно кидает:
- Он неадекватный! Ужасно себя ведет, агрессивен...
- В чем проявляется "ужас"?
Мать краснеет, злится:
- Не слушается, в школе на него жалуются, плохо ведет себя...
- Вы пытались выяснить у ребенка, почему он так себя ведет?
- А чего с ним разговаривать? Он все равно не понимает ничего.
Мальчик, насупившись и отвернувшись в сторону, молчит.
Явных показаний для госпитализации недостаточно, но... Плохое направление, плохая характеристика и добровольное информированное согласие с подписью матери о госпитализации в психиатрическое отделение - всё это играет против мальчика. Придется разбираться с ситуацией. Госпитализирую.
Во время личной беседы с ребенком выясняется, что он родился первым ребенком в полной семье. Родители развелись. Мать вышла повторно замуж. Родила еще 2-их детей. Младшие дети ходят в обычную школу, и как большинство ребятишек после уроков идут домой. Но не наш А. Его отдали в общеобразовательную школу-интернат:
- Я тоже хочу приходить домой, и ночевать в своей комнате, - рассказывает мальчик. - Спрашивал у мамы, почему мне нельзя как Мише и Насте приходить домой? Она говорила, что мне лучше будет в той школе. А мне не нравится там, поэтому и хулиганю, и буду хулиганить всё равно! А из дома я не убегал...
После проведенного обследования в стационаре, какой-либо патологии со стороны психики не обнаружено. Мальчик здоров. Но не здорова семья.
Так что же выходит, если ребенок прогуливает школу, уходит из дома - ЕГО нужно "лечить"? Привозить в "психушку" и подбирать "волшебные таблетки"? От чего лечить?
Ребенок - это зеркало семьи, если родителям не нравится такое отражение, то в первую очередь стоит задуматься над своим поведением и отношением к родному ребенку. Но как показывает моя личная практика, так думают далеко не многие.
Мальчик выписан. Рекомендация дана: семейная психотерапия. Но услышит ли семья её - большой вопрос.