Найти тему
SULARU

Китай скупит ещё 15% мировой добычи кобальта

Китайская компания по вторичной переработке аккумуляторов GEM Co подписала контракт на поставку 53 тыс. тон кобальта в течение трёх лет. Ранее о своих планах по обеспечению себя кобальтом заявляли Apple и Samsung. Глобальный спрос на металл продолжает расти значительно быстрее его предложения.

Горнодобывающая и трейдинговая англо-швейцарская компания Glencore Plc подписала с китайской компанией по вторичной переработке аккумуляторов GEM Co контракт о поставках почти 53 тыс. тонн этого металла в течение трех лет.

GEM приобретет 13,8 тыс. тонн в 2018 году, 18 тыс. тонн в 2019 и 21 тыс. тонн в 2020 году. Это составит приблизительно треть от ожидаемой добычи кобальта Glencore. В 2018 году компания прогнозировала добыть 39 тыс. тонн металла (35% мирового производства кобальта), в 2019 году – 65 тыс. тонн, а 2020 – 63 тыс. тонн.

Ожидается, что к 2030 году мировой спрос на кобальт достигнет 314 тыс. тонн по сравнению с 111 тыс. тонн прогнозируемой добычей в 2018 году и около 80 тыс. тонн добычи в 2017 году. Основой для взрывного увеличения спроса эксперты называют электромобили и смартфоны.

Большая часть мировой добычи кобальта (около 55%) сосредоточена в Демократической Республике Конго (ДРК). А большую часть добычи в Конго ведёт Glencore Plc, которая владеет двумя рудниками кобальта в ДРК, включая крупнейший в мире рудник Katanga. Ожидается, что к 2019 году добыча на нем достигнет 34 тыс. тонн в год. Напомним, компания дружит через израильского миллиардера Дэна Гертлера (Dan Gertler) с президентом ДРК Жозефом Кабилой Кабанге. При этом весь крупный бизнес в стране контролируется семьей Кабилы.

9 марта 2018 года власти ДКР признали кобальт стратегическим ресурсом и увеличили размер отчислений государству от его добычи в пять раз, с 2% до 10%.

"Кобальт, который стоил $30 тыс. за тонну в 2007 году, а сейчас стоит $85 тыс. за тонну, является редким и стратегическим металлом, поэтому государство хочет получать прибыль от его добычи", - заявил тогда премьер-министр ДРК Бруно Чибала.

Страсти вокруг кобальта

Напомним, за металл развернулась нешуточная борьба среди производителей смартфонов и электромобилей. Например, два главных Конкурента Apple и Samsung в этом году выработали свои стратегии обеспечения себя достаточным количеством кобальта в ближайшем будущем.

Apple планирует заключить прямые долгосрочные контракты с добывающими компаниями. Apple рассчитывает на контракты на поставку нескольких тысяч тонн кобальта в год сроком действия в пять лет и более.

Samsung заключает соглашение с крупнейшими трейдерами металла и займется вторичной переработкой старых аккумуляторов. Компания рассчитывает, что старые аккумуляторы позволят им получить не менее 25 тыс. тонн в 2025 году.

Китайская GEM не может похвастаться такими размерами бизнеса, как два мировых лидера по производству мобильных устройств. Однако объявленные объемы закупок уже значительно превысили заявленные планы двух мировых гигантов. Стоит также учесть специализацию компании – вторичная переработка аккумуляторов, что, вероятно, позволит получить соразмеряемое с Samsung количество кобальта.

В абсолютных цифрах, если контракт был заключен по текущей рыночной котировке около $95 тыс. за тонну, то китайцы заплатят $4,75 млрд в течение трёх лет.

Всё вышесказанное позволяет сделать вывод, что КНР через GEM создаёт стратегический запас кобальта и создаёт его агрессивно, чтобы обеспечить конкурентоспособность своих производителей телекоммуникационного оборудования и электромобилей (прежде всего) стабильным источником важного сырья в ближайшие годы.

Напомним, что Китай является крупнейшим в мире рынком электромобилей. В 2011 году их производство Пекин назвал одной из семи «новых стратегических отраслей». Производство аккумуляторов для электромобилей субсидируется государством. В настоящий момент китайские компании доминируют в производстве литий-ионных аккумуляторов для внутреннего рынка. Значительная часть экспорта ДРК идёт в Китай. Китаю также принадлежат несколько некрупных рудников кобальта в Конго.

Также напомним, Россия по производству кобальта и кобальтовой продукции занимает второе место в мире после демократической республики Конго. Отечественный металлический кобальт выпускается, в основном, заводами ГМК «Норильский никель», сырьем для которых служат сульфидные руды Норильского района и Кольского полуострова.

Читайте подробности: