Сказки как фольклорный жанр.
Сказка - один из самых популярных и любимых жанров народной поэзии. В безбрежном море фольклорной поэзии и прозы, среди преданий, легенд, рассказов о леших и водяных, всевозможных фантастических историй мы безошибочно узнаем сказки. И дело не только в знакомых героях - Иване-дураке, Иване-царевиче, безропотной падчерице, лисе-плутовке, ловком и находчивом батраке, а в том ощущении истинной поэзии, которая открывает перед нами большой мир человеческих чувств и взаимоотношений, будит воображение, утверждает доброту и справедливость.
Слово "сказка" применительно к определенному жанру народной поэзии известно с VIв. Термину "сказка" предшествует слово "баснь", "байка", от глагола "баять", т.е. говорить, отсюда "бахарь" -рассказчик. Первые упоминания о байках и бахарях относятся к 12 в. Введение христианства на Руси сопровождалось запретами на языческие обряды, в церковных грамотах сурово осуждаются те, кто "веруютъ въ ветречю, в чохъ, в полазь и птичий грай, ворожю и еже басни бают и в гусли гудут". К этому же времени относятся и первые упоминания об обычае рассказывать "басни" на сон грядущий.
Впервые в литературе народную сказку как таковую встречаем в пересказах иностранцев. Одну из таких записей относят к 16 в. Это сказка-небылица "Про поселянина и медведицу", которую передает итальянский историк Павел Иовий Новокомский со слов Дмитрия Герасимова - одного из участников посольства царя Василия Ивановича к папе Клименту VII в 1525-1552 гг. Народные сказки вплоть до 18в. были широко распространены во всех слоях русского общества. Иноземные путешественники Олеарий и Самуил Маске вич дивились обычаю русских на свадьбах и пирах развлекать гостей "сказками с прибаутками", благопристойными и срамными. Сказками потешали детей, рассказывали их в рабочих артелях, в крестьянских избах, на постоялых дворах, в царских опочивальнях и боярских теремах.
Особой популярностью сказки пользовались в народе. Крестьяне, мастеровые, солдаты были не только слушателями, но и исполнителями, творцами сказок; это была та среда, в которой народные традиции наиболее прочно сохранялись и одновременно творчески изменялись. Сказка наравне с другими произведениями фольклора составляли ту область духовной культуры народа, которая отвечала его эстетическим требованиям, социальным и нравственным представлениям, стремлением к творчеству. Фольклорная поэзия жадно вбирала в себя все то новое, что отвечало интересам народа, и в то же время щедро делилась с литературой своими сюжетами и образами.
Народные сказки жанр сложный, включающий в себя произведения, различные по происхождению, содержанию, стилю. Деление сказок на волшебно-фантастические, о животных и бытовые в известной мере определяют внутрижанровые различия: в одних преобладает фантастические элементы, для других характерен специфический состав действующих лиц; третьи - отличаются социальными конфликтами, бытовым фоном. Однако существует множество сказок промежуточного типа, сочетающих в себе черты различных групп, например, волшебных и бытовых . Несмотря на разнообразие сюжетов и стилей, сказки обладают теми общими и существенными свойствами, которые отличают их от всех других произведений фольклора и позволяют характеризовать как единый жанр. При определении сказки в качестве основных признаков жанра исследователи указали "занимательность" /Б.М. Соколов/, "фантастичность содержания" - по отношению к волшебной сказке/Ю.М. Соколов, Е.А. Трудовская/.
А.И. Никифоров дает такое определение: "Сказка - это устный рассказ, бытующий в народе с целью развлечения, имеющий" содержанием необычные в бытовом смысле события /фантастические, чудесные или бытовые, житейские/ и отличающиеся специальным композиционно-стилистическим построением".' Специфику этого жанра определяют и со стороны особенностей построения сюжетов / P.M. Волкова, В.Я. Пропп, Е.М. Шлетинский/. Э.В. Померанцева отличительной чертой, отделяющей сказку от других жанров фольклора, предлагает считать установку на вымысел. "Характерный признак сказки заключается в том, что она подается сказочником и воспринимается слушателем прежде всего как поэтический вымысел, как игра фантазии, независимо от того, волшебная она или бытовая, вопрос о достоверности повествования начисто снимается". В.П. Аникин, полемизируя с таким определением, предлагает жанровое отличие сказки искать в характере вымысла "с точки зрения его отношения к реальности исторического происхождения и идейно-художественных функций произведения".
Взгляд на сказку как на фантастический вымысел зачищается в монографии Н.В. Новикова: "Сказка по отношении к действительности изначально остается сказкой, т.е. произведением, объективно основанным на художественной фантастике, независимо от того, верят или не верят рассказчик и его слушатели в реальную возможность всего того, о чем в ней рассказывается". Как отмечается далее, следует "помимо отмеченного ее основ- ного признака принимать во внимание и другие существенные моменты, которые в том или ином качестве обнажается в характере ее образов, сюжете, стиле"
Таким образом, большинство ученых в целом признают, что в основе сказки лежит фантастика, художественный вымысел, независимо от того, волшебная это сказка, бытовая или о животных, но при этом предлагается учитывать и ряд других особенностей. При различении сказочной и не сказочной прозы в качестве основного признака, разграничивающего эти жанры, выделяется соотнесенность в произведениях эстетической и информативной функций.
Если былички и бывальщины - произведения не сказочной прозы - это рассказы о якобы действительном столкновении человека с лешими, водяным, домовым, то сказка "не ставит вопроса о достоверности - ее чудесные герои живут в особом сказочном мире согласно сказочным законам. В мире сказки морской царь, водяной дедушка столь же уместен и не удивителен, как Кашей, Ба- ба-Яга и Лихо Одноглазое"; "в зависимости от функциональной направленности повествования, от его внутренней формы, в корне меняется единый по своему генезису материал, единый образ, идущий от народного верования к игре народной фантазии". Таким образом, "установка на вымысел" обретает в сказке эстетическую функцию. Доминантность этой функции определяет устойчивую поэтическую структуру сказки, особенности ее бытования.