В последнее время СМИ как прорвало: всякая газета или портал считает за честь написать о варварской вырубке лесов в Сибири, особенно на территории байкальского бассейна. В яростную кампанию включись даже те газеты и агентства, которые буквально год доказывали, что проблемы такой нет, леса вырубается куда меньше, чем в советские времена, а есть группа бесноватых фанатиков, делающих себе на высосанной проблеме имя. Словом, как в «Мертвых душах»: «Все, что ни было под начальством его, сделалось страшными гонителями неправды; везде, во всех делах они преследовали ее, как рыбак острогой преследует какую-нибудь мясистую белугу, и преследовали ее с таким успехом, что в скором времени у каждого очутилось по нескольку тысяч капиталу».
Команда открыть шлюзы прозвучала для СМИ, находящихся под разного уровня модерацией, скорее всего, по причине необходимости переключить внимание электората с перипетий предвыборной кампании и негатива в отношении основного претендента. Вот и про китайскую экспансию стали писать смело и открыто (попробовали бы еще десять лет назад), и про продажность местных чиновников, отдающих бизнесменам из соседней страны лакомые куски заповедной тайги. Любая переакцентировка внимания пойдет во благо – лишь бы не копались в главном процессе года. А ужо потом припомнят – кто писал, чего писал, и зачем писал. И писалки – то укоротят…
На флаг – смирно!
Жители таежных уголков Забайкалья недоумевают – почему над китайскими лесопилками, на деле напоминающие собой по размерам и структуре настоящие войсковые части, развеваются флаги КНР, а порой из репродукторов раздается песня «Три народных принципа», являющаяся гимном соседнего государства. Официального ответа им никто не даст. А если объявятся недовольные – им быстро объяснять политику партии и правительства в ближайшем полицейском околотке. Не вашего это ума дело – поселяне. Вашего – ходить и голосовать, как скажут. Ну и хворост собирать, остающийся после китайцев.
Не думайте, что все это, как любят писать придворные ваятели опусов — «сгущение красок». Поговорите с любым забайкальским предпринимателем – от строителя до мастера по изготовлению мебели. Получить разрешение на заготовку леса для собственного производства сегодня почти нереально. Конечно, можно подмазать – и поедешь. Но вот уедешь ли далеко с такими «вступительными взносами»? А между тем, ежедневно от четырех до восьми составов, груженых кругляком, идет в Манчжурию.
Ничего не вижу, ничего не слышу…
Издание http://vestiregion.ru в начале марта сообщило, что 80% уходящего в Китай леса — ворованные. Чита, Иркутск — здесь находятся самые большие нелегальные рынки древесины. Приобретая разрешение якобы на санитарную рубку, лесозаготовители вырубают первосортный пиловочник, притом берут только нижнюю, наиболее ценную часть ствола, а остальное бросают на месте рубки. При этом в в сфере лесозаготовок на территории Сибири и Дальнего Востока китайские предприниматели уже на сегодняшний день являются абсолютными монополистами. А пресловутые совместные российско-китайские предприятия по переработке древесины чаще всего оказываются просто фикцией. Китайское правительство даже приняло закон, запрещающий закупку в России обработанных лесоматериалов. Покупается только необработанный лес.
При таких масштабах бедствия, сравнимых с нашествием саранчи, уже на второй план уходит вопрос экологической катастрофы, которая еще не раз икнется ни в чем не повинным жителям Забайкалья. Между тем, сотрудники Читинского государственного университета и биосферного заповедника «Даурский» в голос заявляют, что рубки ведутся китайскими гражданами, которые попутно уничтожают ресурсы охотничье-промысловых видов животных и рыбные ресурсы, причем — не только на вырубаемых участках, но и на обширных сопредельных территориях.
И все это происходит на протяжении 20 лет, словно в правительстве России заткнули уши паклей, и надели светонепроницаемые повязки на глаза. Когда в Иркутске, на заседании межведомственной комиссии по вопросам сохранения Байкала к министру природных ресурсом экологии РФ Сергею Донскому напрямую обратился корреспондент «К» Стас Захаров и сообщил о масштабах проблемы, министр искренне удивился, и поручил присутствующему здесь же руководителю Рослесхоза Ивану Валентику разобраться в ситуации. Напомним, что в прошлом году добровольцами Забайкалья, Бурятии и Иркутской области было собрано более 100 тысяч подписей под требованием ввести мораторий на экспорт древесины в Китай. Сейчас эти подписи переданы в правительство России. До последнего была надежда, что там прислушаются к голосу жителей околобайкальского региона России. Но – нет. Судя по всему, начиная уже с этого года, ситуация кратно ухудшится.
Решения Компартии КНР – выполним!
Как известно, нынешний глава Китайской республики Си Цзиньпин получил право пожизненного правления. Надо сказать, что в отличие от России, где нынешний лидер фактически так же навсегда утвердился на троне, Китай совершил гигантский экономический скачок и сегодня диктует условия на внешних рынках. Это означает, что политика КНР в отношении т.н. «партнеров» будет продолжена.
Почему слово «партнеры» тут закавычено? Потому, что партнерство предполагает взаимовыгодные условия. В данной же ситуации игра идет в один ворота. КНР получает дармовое сырье, Россия – комплект экологических и социальных проблем. Бонусы участвующих в процессе конкретных российских чиновников не считаются.
В 2015 году попытка фактически даром отдать Китаю 315 тысяч га земли сельхозназначения в Забайкалье был сорвана только благодаря общественности. Но сегодня никто не вспоминает о том, что 1 844 407 гектаров тайги, то есть почти вся полоса лесов, примыкающих к государственной границе с Китаем, отдана под вырубку. И повернуть этот процесс вспять нельзя – ведь эти леса предназначены для обеспечения сырьем мифического Амазарского ЦБК, строительство которого все продолжается и продолжается на бумаге, и будет продолжаться, пока в крае не рухнет последнее дерево. А разорвать договор нельзя — он оставлен таким образом, что России придется платить громадную неустойку. Это одна из причин, почему так старательно насаждается политика замалчивания важнейшей на сегодня проблемы околобайкальского региона.
А вторая и главная причина – в очень интересном документе, принятом уже давно Госсоветом КНР. Он называется «О мерах по дальнейшей стабилизации проблемы занятости и распределения трудовых ресурсов».
Согласно этому постановлению, основные усилия должны быть направлены на расширение экспорта рабочей силы из Северо-Восточного Китая в малозаселенные сельскохозяйственные районы России, прилегающие к государственной границе. Китайским организациям предписывается изыскать возможности по переводу контрактов китайских рабочих с сезонной на круглогодичную занятость. При этом особое значение уделяется аренде земли и созданию компактных мест по проживанию граждан Китая. Так что сегодняшняя политика как региональных, так и федеральных властей, направлена фактически на выполнение постановления Госсовета КНР.
Территория Опережающего Разграбления
Впрочем, наши власти, судя по всему, решили выполнить и перевыполнить программу Компартии КНР. В конце прошлого года, прямо 31 декабря, в России был подписан ФЗ№ 473 «О территориях опережающего развития». Словосочетание это уже давно знакомо всем забайкальцам и уже даже набило оскомину, так как губернатор Забайкалья и Кº, к месту и не к месту вставляет его во все выступления. Но если с карандашом в руках внимательно изучить этот закон, то можно порадоваться, что наш край пока не попал в список этих территорий. Пока «повезло» Хабаровскому краю и Приморью. Впрочем, они сегодня – более лакомые куски для КНР – там и климат помягче, и деревья ценных пород, и инфраструктура поразвитее. Но тешить себя надеждами не стоит – очередь обязательно дойдет и до нас – ведь индустирально-экономическому гиганту Китаю постоянно требуется и сырье, и другие ресурсы. А согласно закону, территории опережающего развития на 70 лет (с правом пролонгирования) могут быть сданы в аренду иностранцам. Иностранным рабочим не потребуется разрешение на работу. Будут отменены ограничительные квоты для завоза иностранной рабочей силы, введена свободная таможенная зона, разрешено изъятие земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества у граждан России по ходатайству управляющей компании. Кроме того, иностранцам позволяют добывать и вывозить минералы, углеводороды, вырубать лес, ловить рыбу, отстреливать животных в любом количестве и без возмещения убытков. Резиденты ТОРов будут платить пониженные тарифы страховых взносы (Пенсионный фонд — 6%; Фонд соцстрахования — 1,5%; Фонд обязательного медстрахования — 0,1%), а выпадающие доходы резидентов будут компенсироваться за счет межбюджетных трансферов, предоставляемых из федерального бюджета. И все это объясняется опережающим экономическим развитием территорий.
Цена бюджетного патриотизма
На деле же это означает, что у китайцев более нет никаких ограничений по проникновению на территорию России и вывозу в Поднебесную наших природных ресурсов. Так что любая территория Сибири может быть сегодня фактически подарена могущественному соседу. Не случайно на картах китайских школьников, территория от Тувы до Сахалина включительно обозначается, как исторические временно утраченные северные территории Китая. Каждый сегодняшний китайский школьник растет с убеждением, что это – их земля.
Но вот парадокс – тех, кто пытается привлечь внимание к грядущей катастрофе и противостоять ей, обвиняют в предательстве национальных интересов и в заказном обливании грязью светлой российской действительности на деньги неких «темных сил». И громче всех орут те, чей патриотизм хорошо оплачен из государственного бюджета, и выражается в георгиевских ленточках на антеннах иномарок, и ошейниках ручных болонок.
Следите за последними громкими новостями и расследованиями на нашем канале. Подпишись!