Найти тему

Как научить читать на английском языке?

Доктор филологических наук профессор НИУ ВШЭ Мария Вербицкая задаёт, на первый взгляд, крайне простой вопрос: как научиться читать на английском языке? Однако, за таким простым навыком, как чтение вслух, кроется куда более глубокое умение понимать смысл текста.

Несмотря на кажущуюся простоту темы, в процессе образования педагоги обнаружили массу связанных проблем. По результатам проведенных в 5-х и 8-х классах исследований НИКО в 2016 году, в заданиях, посвященных чтению текста вслух, у учеников наблюдались серьезные проблемы. Хотя в контексте современного мира и будущей профессиональной деятельности учеников именно навыки чтения играют огромную роль (выступление на международных конференциях, работа с литературой на иностранных языках).

Рекомендуем:
Пять обязательных к просмотру экранизаций английской литературы;
От начального до продвинутого: 5 книг на английском языке.

Что же такое чтение?

Чтение – один из рецептивных видов речевой деятельности, направленный на восприятие и понимание письменного текста; входит в сферу коммуникативной деятельности людей и обеспечивает в ней одну из форм общения – письменную. Важнейшая среди целей обучения языкам –формирование умения в процессе чтения извлекать информацию из графически зафиксированного текста, что позволяет активно использовать изучаемый язык в различных видах деятельности.

С психологической точки зрения чтение представляет собой процесс, состоящий из техники чтения и понимания при чтении. Понимание при чтении соотносится с техникой чтения как цель и средство. Понимание при чтении есть процесс проникновения в содержание текста, между его элементами связей, один из видов мыслительной деятельности человека.

-2

Восприятие и понимание письменного текста

Процессы восприятия и осмысления протекают одновременно и тесно взаимосвязаны. Однако умения и навыки чтения условно делятся на две группы:

1) Связанные с «технической стороной» чтения (они обеспечивают перцептивную переработку текста: восприятие графических знаков и соотнесение их с определенными значениями или  перекодирование зрительных сигналов в смысловые единицы);

2) Обеспечивающие смысловую переработку воспринятого: установление смысловых связей между языковыми единицами разных уровней – осмысление содержания текста как законченного произведения речи с разной глубиной проникновения в его содержание в зависимости от коммуникативной задачи.

Возможно ли «правильное» – легкое для восприятия слушателями, выразительное – чтение вслух без понимания читаемого? Нет. Без понимания текста нельзя осуществить правильное деление паузами на синтагмы, дыхательные группы и т. д. Ребенок не увидит границы между смысловыми частями предложения и не сможет сделать необходимую интонацию.

Рекомендуем:
ОГЭ-2018 по английскому языку. Грамматика и лексика;
ОГЭ–2018 по английскому языку. Чтение;
ОГЭ–2018 по английскому языку. Аудирование.

Чтение про себя и фонетика

В основе чтения лежат зрительные ощущения, но чтение про себя сопровождается проговариванием воспринимаемого материала в форме внутренней речи, которая становится полной развернутой речью при чтении вслух. Слуховые ощущения являются обязательным элементом чтения: и вслух, и про себя.

Как сочетается принцип устного опережения и необходимость формирования техники чтения и какой метод обучения выбрать:

  • принцип целого слова (whole word approach),
  • метод Phonix,
  • традиционный метод «от буквы к звуку»?

Любая методика хороша, если она работает. В обучении чтению необходимо знать разные методики, владеть их элементами, но всё-таки понимать, как они встраиваются в общую методологию. Мы не отказываемся от устного опережения и изучения алфавита, но не ставим алфавит на первое место. Необходимо понимать, что чтение связано с аудированием, с говорением, что техника чтения и понимания текста сопряжены между собой.

Нужно ли вводить транскрипцию?

Да. Даже несмотря на существование «звучащих словарей», транскрипция нужна. Ребенок и родители в трудных местах будут подписывать слова русскими буквами, а это недопустимо, так как не позволит выработать хорошее произношение. Ещё не все дети на слух улавливают фонематическую разницу звуков чужого языка.

Как сформировать фонетические навыки при работе с большой группой детей?

Это сложная задача, с которой мы, педагоги, обязаны справиться. Их стоит формировать на основе аудирования, повторов и в постоянной работе, например, используя хоровое чтение, чтение с диктором и чтение за диктором.