"Везде обман! Смотрите, как нас дурят!" - обсуждают самарцы видео, гуляющее по Сети. В ролике покупатели показывают, как цена одного и того же товара меняется на весах с прозрачной пластиковой пластиной. Убирают пластину – яблоко легче и стоит дешевле. Вместе с председателем общественной организации "Союз потребителей" Эльнуром Гамбаровымкорреспондент "КП" прошел по популярным супермаркетам и узнал, как еще могут обмануться горожане.
Отдельная корзина для "просрочки" - незаконно
Рейд проводим по магазинам, на которые чаще всего жаловались читатели. Как показал опрос в группе "Комсомольская правда-Самара" Вконтакте, больше всего претензий у граждан к крупным сетевым супермаркетам. Начинаем с местной торговой сети «Пчелка».
- .Одно время в этих магазинах были отдельные корзины для товаров с только-только истекшим сроком годности. После нескольких судебных разбирательств такую практику прекратили, - рассказывает Эльнур.
Вот такую свинину, срок годности которой истек 5 января, мы нашли на прилавке в марте
- У нас все нормально. Мы покупателей уважаем, просрочку утилизируем. На все товары есть сертификаты, - спешит заверить директор филиала, сразу признавшая в нас "ревизоров".
Но не все оказалось гладко в этом магазине - среди товаров мы обнаружили пачку вяленой свинины, просроченной на два месяца. В отделе фруктов и овощей немного сомнений вызвал внешний вид хурмы, помятой и потемневшей, а также салатов, которые, как показалось, майонезом заправили не этим утром. На первый взгляд многовато льда было в замороженной рыбе.
- Салаты на прилавках - это вообще отдельный разговор. Как-то мы проводили экспертизу таких товаров из нескольких магазинов и в каждой селедке под шубой нашли стафилококк, кишечную палочку и не только. Салаты, заправленные майонезом, хранятся несколько часов, а на витрине они почти всегда лежат дольше, - напоминает Гамбаров.
Продукты из будущего и +8 за бортом
Так в магазине лежит товар, который должен храниться при минус 18 градусов. Нельзя забывать, что разморозка-заморозка на пользу продукту не идет
В "Магните" сомнительной оказались все те же салаты и курица. На филе грудки была дата упаковки, но не было срока изготовления. Покупатели говорят, для этого магазина явление частое. А сотрудники магазина невозмутимо отвечали: "На все товары есть сертификаты, цвет курицы не имеет значения, со сроками все в порядке!".
- Проблема в том, что на своих товарах сетевики могут ставить любую дату упаковки, просто поменяв стикер с цифрами. Поэтому лучше брать продукты от производителя, где срок годности указывают сами поставщики, - посоветовала член "Союза потребителей" Оксана, также участвующая в рейде.
Замеряем температуру помещений и витрин с помощью пирометра - его на такие мероприятия общественники берут с собой. Прибор показывает примерно +8, тогда как на коробках с товаром указано "Хранить при - 18". И здесь же предупреждение: "Размораживать и заново замораживать продукт запрещено".
Гуляем между витринами, находим другие нарушения – нет ценника, помята упаковка. Традиционно не все гладко с фруктами - в коробках со сливой полно сгнивших, почерневших плодов. В следующем супермаркете известной федеральной сети мы собрали целую корзину просроченных товаров: детское питание, майонез, копченая колбаса, сливочное масло…
Торговый представитель, которому мы принесли весь этот ассортимент, уверяет - все из-за нехватки кадров:
- У нас людей не хватает! Много новичков, им трудно объяснить, что к чему. Плюс графики тяжелые, а сотрудница из отдела детского питания и вовсе на больничном. Мы все это уничтожим, с сотрудниками поговорим, оштрафуем…
- Чаще всего мы попадаем "на деньги", когда на кассе цена покупки оказывается совсем другой. Помните, что продавец обязан продать товар за указанную на ценнике стоимость . Оказывается? Обязательно просите письменный отказ и идите с этой бумагой в суд. Торговая сеть обязана будет вернуть не только цену за товар, но и еще 50 % от его стоимости. Главное, зафиксировать "улики" - на камеру телефона или каким-либо еще образом, - подводит итог нашему рейду Гамбаров.
- Самое опасное и неприятное, конечно, просрочка. Сроки годности заклеивают новыми стикерами, проводят акции, распродажи уцененных товаров. К сожалению, не вся уценка свежая и безопасная, - напоминают общественники. При этом отмечают, что владельцы крупных торговых сетей в последние годы усилили контроль – завели внутренние службы, нанимают "тайных покупателей".Что касается обвесов – чаще этим грешат на продаже фруктов и овощей – так торговые сети пытаются компенсировать то, что такой товар портится быстрее.
- В небольших магазинах и торговых точках павильонного типа такого контроля часто нет. Утилизация просроченного товара для владельца магазина дело затратное, поэтому он в первую очередь старается его продать, - предупреждают независимые ревизоры.
Как нас дурят
Силиконовая подставка на весах
Прозрачные подставки, наклейки якобы для того, чтобы товар не пачкал весы. Приборы при этом могут быть установлены на минус в граммах, а такая подкладка выставляет их на ноль. Соответственно, товар на итоговой цифре кажется тяжелее.
Выход - использовать контрольные весы, которые должны быть в каждом магазине. Проверьте их с помощью предмета с точно известным весом. Либо носите весы с собой, если это удобно.
Перемаркировка товара
Чаше всего так мудрят с колбасой. В вакуумной упаковке они хранятся до 30 суток. После ее вскрытия - всего 3 дня. Иногда на товар, который хранился в вакуумной упаковке просто наклеивают новый стикер торговой сети с датой и меняют когда нужно. По той же схеме продают просроченный сыр: режут произвольными кусочками, маркируют и меняют этикетки, обрезают заплесневевшие края…
Выход - обращать внимание на внешний вид и спрашивать не дату упаковки, а документы на дату производств;
… и просрочка в подарок
Два товара по цене одного – подозрительная щедрость. Часто продукт в паре свежий, а второй просрочен.Уловка такая: продукт при помощи скотча или клейкой ленты соединяется с другим таким образом, что стикер со сроком годности виден только там, где все нормально. Второй же участник акции - скрывает свое истинное состояние.
Выход – внимательно изучать покупку, не вестись на «халяву».
Наталья Петрова, продавец супермаркета с 10-летним стажем.
- Мы всего лишь продавцы, которые выставляют и пробивают товар. У нас нет какой-то техники. Мы не занимаемся никакими махинациями. Мы приходим каждое утро и меняем в магазине ценники, которые нам присылает отдел кадров или другие "бумажники». Работа очень сложная, нет времени пообедать, поэтому в суете не всегда успеваем отследить срок годности продуктов. Про акции – отдельный разговор. Люди так падки на бесплатное. Бывают акции "2+1" и подобные, и на ценниках это написано, но покупатели берут один товар и требуют пробит один, грозят жалобами, скандалят. Сами потребители воруют, обманывают. Были такие случаи, что ценник забирают с собой, а потом, когда акция заканчивается, ставят обратно. И ты ничего не докажешь, ведь ты продавец! Мы всегда идем покупателю на встречу, если мы не правы, но люди приходят часто просто пошуметь, выплеснуть негатив, даже дерутся….