Мы поговорили со стилистом Екатериной Гуссе о последних тенденциях в моде, о ее вкусовых предпочтениях, а также о том, что она не посоветовала бы носить никому.
АНЯ:
Катя, привет. Скажи, всегда ли ты работала стилистом?
ЕКАТЕРИНА ГУССЕ:
Нет, раньше я работала в нефтяной отрасли. У меня была достаточно серьезная работа. Но в какой-то момент у меня появилось свободное время: я была мамой и была в декрете с первым ребенком. И я решила как-то изменить свою жизнь, заняться тем, что мне нравится. И все мои родные, близкие в один голос сказали: «Катя, ты так любишь моду. Ты так любишь красиво одеваться, у тебя неплохо. Почему бы тебе не пойти учиться в этом направлении». Потому что первой моей мыслью было пойти учиться на MBI. Но они меня отговорили от этого поступка. И я пошла учиться на стилиста. Я училась год в «Арт&Имидж». Там была серьезная программа, очень много домашнего задания. Это занимало много времени, учитывая, что у меня был годовалый ребенок. Но мне кажется, что, когда ты занимаешься делом, которое тебе нравится, то все получается и на все хватает времени. Без ложной скромности скажу, что я была одной из лучших студенток курса. Куратор нашего курса, она однажды сказала: «Ну, как у меня был готовый стилист на входе», — и она показала на меня и еще на одну девушку, — «так вот он и остался». не было очень приятно. И первые клиенты у меня появились еще в тот момент, когда я еще училась. И я уже работаю пятый год. В принципе, достаточно интенсивно, плотно. Можно сказать, что у меня уже накоплен неплохой опыт в области персонального стайлинга.
АНЯ:
А кто твои клиенты?
ЕКАТЕРИНА ГУССЕ:
Ну, здесь, наверное, нужно рассказать такую небольшую предысторию. В основном, мои клиенты находят меня через Instagram. Это такая самореклама, страница, где я транслирую, что я могу сделать, как я могу одеть человека. В принципе, мне кажется, так происходит со всеми стилистами. Клиенты, которые к ним приходят, они видят свое зеркальное отражение. Поэтому, в большинстве своем, мои клиенты — это девушки от 26 до 43-44 лет, часто с детьми. У них нет строгой занятости: свободный график, свое дело. И практически все из них хотят выглядеть casual, но дорого, с какими-то фишками. То есть никто не стремится ходить круглые сутки на каблуках в вечернем платье. И, соответственно, я понимаю, что эти люди проецировали мои образы на себя, и я понимаю, что мы друг другу подходим. Это моя основная аудитория.
АНЯ:
Дорого ли нанять себе персонального стилиста?
ЕКАТЕРИНА ГУССЕ:
Это может быть день или два. Разрабатывается некая схема. Существует стандартная схема работы со стилистами. Каждый для себя определяет тот объем, который ему необходим, сколько он готов потратить. А кто-то на это подсаживается, ведь это как услуги хорошего косметолога: когда ты видишь результат, ты видишь, что тебе не нужно постоянно думать на тем, что надеть. Многие переходят на постоянную основу. Когда ты беспрерывно пользуешься услугами своего стилиста, ты можешь ему написать в любое время, спросить какой-то совет. Помимо, естественно, живого общения, когда вы вместе подбираете гардероб, делаете луки, ходите в магазин. Скажем так, я считаю, что услуга персонального стилиста — это услуга класса люкс. Это такая вещь, необходимость которой немногие понимают: немногие готовы потратить деньги. Но мои клиенты видят и понимают, что оказывается дешевле нанять даже дорогого стилиста, чем продолжать скупать горы одежды, которые потом лежат без дела. В итоге, многие понимают, что лучше я заплачу стилисту, я буду иметь эти сливки, лучшие, пойму, что и как сочетать. У меня будет не такое большое количество одежды, я буду лучше в ней разбираться и при этом не буду скупать тонны ненужного тряпья.
АНЯ:
Сейчас по-прежнему модно тратить много денег на шоппинг? Или это уходит, и сейчас модно одеваться демократично, не тратя миллионы?
ЕКАТЕРИНА ГУССЕ:
Скажем так, дорогие бренды все еще в моде. Я даже не могу применить сказать, дорогие бренды — это модно или не модно. Сейчас появляется немного другое понятие: consciousness, иначе говоря, осознанность. То есть люди пытаются покупать меньше. Зачастую они понимают, что лучше они купят меньше, но дороже, чем будут купать больше, но дешевле. И это очень правильно, я сама в какой-то момент стала руководствоваться этим принципом. У меня такая философия, я называю это амортизацией одежды. Когда ты покупаешь дорогую вещь, и она тебе действительно нравится, она — качественная. Она всегда классно выглядеть. Ты ее будешь носить десять раз, пятнадцать, и она свою стоимость очень быстро отыграет. В то время как ты можешь купить недорогую вещь в масс-маркете, ты ее надел раз, и она быстро потеряла свой внешний вид, свою актуальность. То есть она не отработала даже ту маленькую сумму, за которую она была куплена. Поэтому здесь приходит понятие разумного потребления. У многих появляется потребность покупать чуть-чуть более качественную и дорогую одежду и меньше масс-маркета. Но при этом какие-то выборочные вещи берутся в масс-маркете, потому что масс-маркет все равно остается хорошим, они постоянно повышают качество вещей, и можно найти очень достойные вещи.
АНЯ:
Катя, есть такое мнение, что если у тебя год висит какая-то вещь в шкафу, и ты ее не носишь, то — в принципе — от нее можно избавиться.
ЕКАТЕРИНА ГУССЕ:
Я с этим согласна. Я придерживаюсь этого принципа, когда я провожу ревизию гардероба своих клиентов. То есть если я вижу вещь, которая потенциально меня не устраивает по каким-либо параметрам, но клиент не хочет с ней расставаться. Я задаю вопрос: «Сколько вы ее не носите?» Даже если человек не носил ее полгода, и прошел сезон когда можно было ее носить... Например, если человек летом не надел шубу, то окей, он может надеть ее зимой. Но если это было лето, и он не надел какой-то сарафан, то я сразу говорю, что носить он этот сарафан не будет. Соответственно, да, я придерживаюсь этого принципа даже относительно своего гардероба.
АНЯ:
А есть ли у тебя какой-нибудь топ-лист, которые ты категорически не советуешь девушкам?
ЕКАТЕРИНА ГУССЕ:
Я затруднюсь с ответом на этот вопрос. Потому что это все индивидуально. В любом случае, мы все разные. Кому-то что-то идет, кому-то что-то нет. Я могу сказать, что я сама не ношу и что я никогда не покупаю своим клиентам: это платья-футляры. Считаю его атавизмом, не считаю его самым сексуальным предметом женского гардероба. В принципе, я не могу ничего сказать об отдельных вещах, но могу рассказать о плохих комбинациях: гипюр с леопардом или гипюр с лакированным низом. Огромные стриптизерские туфли à la Christian Louboutin изжили себя. Это неактуально и выглядит очень пошло, вульгарно, некрасиво. Я не видела ни одну женщину, у которой была бы сексуальная привлекательная походка в этих туфлях.
АНЯ:
Наверняка у тебя очень много одежды в гардеробе.
ЕКАТЕРИНА ГУССЕ:
У меня отдельная гардеробная около 16 квадратных метров. То есть раньше это была отдельная комната. Там где-то 7 секций. Одежды достаточно много, но вместе с тем я вижу гардеробные своих клиентов и могу сказать, что у меня не самый большой гардероб, не самый насыщенный, не самый загруженный. Потому что я понимаю, что я ношу, что я буду носить. И я постоянно провожу ревизию собственного шкафа.
АНЯ:
Самый большой гардероб, который ты когда-либо видела?
ЕКАТЕРИНА ГУССЕ:
Ну, у одной моей клиентки, которая живет здесь, в Москве, прямо очень много вещей. У нее хорошая коллекция сумок Hermès, Chanel, Céline. Очень много вечерних платьев. Мы с ней пока разбирали только летнюю часть, мы еще даже не добрались до зимы. И я предвкушаю, что зимнего там не меньше.
АНЯ:
Вещи лучше подбирать вечером или утром, когда просыпаешься? Что посоветуешь?
ЕКАТЕРИНА ГУССЕ:
В идеальном мире, конечно, желательно подбирать вещи с вечера. И это то, что я делаю для своих клиентов, когда я провожу ревизию их гардероба и когда мы добавляем новые покупки в их гардероб. Мы составляем луки, все это фотографируем. И у нас рождается такой lookbook имени себя, так скажем. И 80 процентов моих клиенток говорят, что это очень удобно: я захожу в галерею, открываю и понимаю, вот, у меня сегодня настроение одеться таким образом. И я ни о чем не думаю. Я бы хотела, чтобы для меня кто-нибудь такое когда-нибудь сделал. Потому что если ты подбираешь вещи утром (а я это делаю утром), то часто опаздываешь. Поэтому идеально иметь lookbook, который для тебя сделали.
АНЯ:
Есть ли какие-то fashion-блогеры, которые тебя вдохновляют, на которых ты подписана? Откуда ты черпаешь свои идеи?
ЕКАТЕРИНА ГУССЕ:
Да, такие люди есть. То есть это люди не из категории икон стиля, а вот именно какие-то люди текущего момента. Мне очень нравится Наташа Гольденберг, естественно. Ее эклектика. Конечно, у нее первой появляются какие-то must-have, которые мы потом все хотим, и она очень классно миксует это со старыми Prada, Miu Miu. Из западных мне нравится Бланка Миро — известный испанский стилист. Еще мне нравится гречанка Еванжелина, она очень известна в блогерской сфере: она очень хорошо одевается, и наверное, она является одним из людей, которые продают вещи. То есть если я увижу на ней какую-то вещь, то обязательно буду ее хотеть.
АНЯ:
Где ты заказываешь вещи онлайн? Есть свои фавориты?
ЕКАТЕРИНА ГУССЕ:
Ну, если говорить о западном шоппинге, то это Net-a-porter, в первую очередь. Там я нахожу вдохновение, потому что у них очень красивые и качественные съемки: вещи вкусно преподнесены. Также я люблю MatchesFashion, mytheresa.com. У Farfetch хороший сайт. Мне нравится, что там собраны текущие коллекции, и есть винтажный раздел. И там самый большой выбор вообще среди коллекций любого бренда. Есть еще более демократичный американский сайт shopbop.com. Если я ищу что-то особенное, например, винтажные вещи. У меня был момент, когда я искала винтажные Chanel и Hermès. Я пользовалась сайтами Vestiaire collective, RealReal, Ebay, конечно. Но здесь есть такой минус, что когда ты покупаешь достаточно дорогие вещи (хорошие винтажные вещи остаются дорогими), у тебя встает вопрос с доставкой, таможней и так далее. Кто шопоголик, тот поймет: когда ты купил вещь, ты хочешь получить ее сразу же, сейчас и сегодня. Здорово, что у нас тоже появляются такие места. Сайт OSKELLY предлагает не только текущие коллекции, но и винтажные вещи. Для таких людей как я, которым мало купить что-то новое, которые хотят купить что-то редкое и уникальное, с историей, это подарок.
АНЯ:
Катя, я знаю, что многие блогеры покупают одежду, бирки оставляют, фотографируются и потом сдают эти вещи.
ЕКАТЕРИНА ГУССЕ:
Нет, честно говоря, я так не делала. Бывали такие ситуации, когда я покупала вещь, собиралась ее носить, я могла выложить ее в Instagram и сказать, какая классная вещь. И потом через пару дней понимала, что это все-таки не мое, или находила что-то получше, и сдавала ее обратно. Про то, что так делают другие блогеры, я слышала. Про то, что они покупают лимитированные коллекции, чтобы просто засветиться, и потом мы видим миллион возвратов. Мне это, честно говоря, неинтересно. Мне интересно выкладывать то, что я ношу и что я люблю. Поэтому даже мои подписчики мне не раз писали, что у меня самый реальный гардероб и они видят одни и те же вещи, которые просто по-разному миксованы. В то время как у многих fashion-блогеров идет просто поток разных вещей.
АНЯ:
Катя, модные советы от тебя. Какие-нибудь лайфаки? Тренды зимы 2017-2018.
ЕКАТЕРИНА ГУССЕ:
На эту зиму я бы посоветовала купить какую-нибудь цветную искусственную шубу, красную, желтую, коричневую или бежевую. Хорошая такая история: стоит недорого, греет и выглядит очень классно. Также объемный пуховик, обязательно. Тоже будет тепло и уютно. И можно носить даже с вечерними платьями, как мы это видели у Balenciaga. Байкерские ботинки или ботинки-челси. Обратите внимание на какие-нибудь кожаные или меховые шапки как у Prada или Miu Miu. Опять же, для России это очень актуально. И уделите внимание вельвету. Ткань, очень подходящая для нашего климата. Это могут быть вельветовые брюки на высокой талии, это может быть вельветовый костюм. Один из других больших трендов — это серый костюм в мужском духе, в клетку. Лично мне этот тренд уже немножко приелся, поэтому я бы его сейчас на зиму не рекомендовала. Можно купить жакет мужского кроя, его можно носить и весной. Теперь поговорим про модные советы от меня, которые, возможно, помогут вам рационализировать свой гардероб, тратить меньше, а выглядеть лучше. Во-первых, следует понимать уместность. Куда вы ходите и в чем вы ходите. Есть такая диаграмма занятости. То есть, если я 80 процентов провожу с детьми,10 — с подругами, и 10 процентов у меня для каких-то вечерних выходов. Соответственно, ваш гардероб должен строиться в зависимости от такой диаграммы. Следующий момент. Когда вы видите какие-то вещи в магазине, они могут быть прекрасны, сложны, отличны, но вы должны понимать, с чем вы ее будете носить и куда. Вещь, какой бы прекрасной она ни была, не должна покупаться, если она не впишется в ваш гардероб. Другой лайфхак касается поездок. Посмотрите перед поездкой на погоду и составьте свой гардероб в зависимости от температуры. Используйте в поездках многослойные образы.