Найти тему
ПРОЕКЦИЯ

Фотография дня: как у женщин получилось не бояться проявлять силу

Helena Almeida, Study for Inner Improvement, 1977
Helena Almeida, Study for Inner Improvement, 1977

В весенний день 8 марта, окрашенный, с одной стороны, границей разделения по гендерному признаку, с другой, через этот же праздник — в современном мире всячески её ослабляя, Проекция решила написать о серии португальской художницы Хелены Алмейда.

Концептуальное искусство 1960-70-х, охватившее собой весь мир от Америки до Японии, привело к фундаментальному сдвигу в отношении к искусству не как к образу, а как к идее. И если в этом концептуальном мире балом правили мужчины, чьи манифесты и практики вывели это направление в разряд классики, то любое появление в этом поле художниц расценивалось как ответный удар, казалось бы монолитному, мужскому интеллектуальному миру. Тем более заметными оказывались заявления из маргинальных зон — окраина Европы, Португалия, достаточно отдаленная точка от мира искусства того времени.

Helena Almeida, Study for Inner Improvement, 1977
Helena Almeida, Study for Inner Improvement, 1977

Даже название проекта сначала можно счесть немного сексистским — Исследование духовного роста — конечно, что еще женщинам остается, если мы (мужчины) считаем, что в области производства смыслов вам делать нечего. Одновременно, серию можно перевести как Исследование внутренней перестройки, что говорит о позиции разговора от первого лица, и о динамике внутренних изменений, нежелании смиряться с установками и ограничениями, в том числе гендерными, в художественном мире и в мире регулярном.

Занимаясь изначально живописью Хелена Алмейда на волне изменений, объявляемых концептуальным искусством, начинает использовать фотографию, выбирая этот медиум за способность играть на границах живописи, фотографии и акционизма.

В прямых, постадийно документирующих некоторые действия, фотографиях проекта Study of Inner Improvement Алмейда проигрывает с собой, как художником и женщиной в неразрывном сочетании, установки и позиции запрета, скепсиса, иронии, негативного отношения, неравенства, которые она испытывает на себе в обоих ролях.

Helena Almeida, Study for Inner Improvement, 1977
Helena Almeida, Study for Inner Improvement, 1977

Воспринимая будущую фотографию как холст для кобальтовой краски, которую она кладет поверх отпечатка, она производит для камеры жест, одновременно относящийся к тому, что внутри и что снаружи снимка. Художник закрашивает поверхность, и художник сопротивляется этому закрашиванию — стене, исчезновению, нахождению в укрытии.

Фотография превращается в акт освобождения. Граница снимка служит местом разыгрывания жеста проявления силы.

-4
-5
-6
-7
-8
-9
-10

И если десятилетиями вокруг фотографии не прекращаются вопросы — может ли момент настоящего или опыт представляться и переживаться постоянно в застывшем изображении, то этим проектом художница убеждает нас, что переживание может работать через радикальную простоту и поэтичность фотографии, которые имеют одновременно и игривый и глубокий характер.

Текст: Надя Шереметова

Если вам понравился материал, вы можете поставить "лайк", чтобы чаще видеть материалы Проекции у себя в ленте.

Подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Телеграм и становитесь читателем сайта Проекция.

Или задайте любой вопрос в наш Телеграм-чат для обратной связи.