В весенний день 8 марта, окрашенный, с одной стороны, границей разделения по гендерному признаку, с другой, через этот же праздник — в современном мире всячески её ослабляя, Проекция решила написать о серии португальской художницы Хелены Алмейда.
Концептуальное искусство 1960-70-х, охватившее собой весь мир от Америки до Японии, привело к фундаментальному сдвигу в отношении к искусству не как к образу, а как к идее. И если в этом концептуальном мире балом правили мужчины, чьи манифесты и практики вывели это направление в разряд классики, то любое появление в этом поле художниц расценивалось как ответный удар, казалось бы монолитному, мужскому интеллектуальному миру. Тем более заметными оказывались заявления из маргинальных зон — окраина Европы, Португалия, достаточно отдаленная точка от мира искусства того времени.
Даже название проекта сначала можно счесть немного сексистским — Исследование духовного роста — конечно, что еще женщинам остается, если мы (мужчины) считаем, что в области производства смыслов вам делать нечего. Одновременно, серию можно перевести как Исследование внутренней перестройки, что говорит о позиции разговора от первого лица, и о динамике внутренних изменений, нежелании смиряться с установками и ограничениями, в том числе гендерными, в художественном мире и в мире регулярном.
Занимаясь изначально живописью Хелена Алмейда на волне изменений, объявляемых концептуальным искусством, начинает использовать фотографию, выбирая этот медиум за способность играть на границах живописи, фотографии и акционизма.
В прямых, постадийно документирующих некоторые действия, фотографиях проекта Study of Inner Improvement Алмейда проигрывает с собой, как художником и женщиной в неразрывном сочетании, установки и позиции запрета, скепсиса, иронии, негативного отношения, неравенства, которые она испытывает на себе в обоих ролях.
Воспринимая будущую фотографию как холст для кобальтовой краски, которую она кладет поверх отпечатка, она производит для камеры жест, одновременно относящийся к тому, что внутри и что снаружи снимка. Художник закрашивает поверхность, и художник сопротивляется этому закрашиванию — стене, исчезновению, нахождению в укрытии.
Фотография превращается в акт освобождения. Граница снимка служит местом разыгрывания жеста проявления силы.
И если десятилетиями вокруг фотографии не прекращаются вопросы — может ли момент настоящего или опыт представляться и переживаться постоянно в застывшем изображении, то этим проектом художница убеждает нас, что переживание может работать через радикальную простоту и поэтичность фотографии, которые имеют одновременно и игривый и глубокий характер.
Текст: Надя Шереметова
Если вам понравился материал, вы можете поставить "лайк", чтобы чаще видеть материалы Проекции у себя в ленте.
Подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Телеграм и становитесь читателем сайта Проекция.
Или задайте любой вопрос в наш Телеграм-чат для обратной связи.