Найти тему

Николай Угодник - прообраз Санта-Клауса

Турецкие археолога обнаружили в городе Демре провинции Анталья неизвестное захоронение. Расколки проходили в подземелье церкви Святого Николая, и глава департамента охраны памятников Джемиль Карабайрам предположил, что это останки знаменитого святителя. Гипотеза ставит под сомнение, что вывезенные итальянскими монахами в XI веке и ныне находящиеся в городе Бари святые мощи принадлежат святому Николаю. Впрочем, это далеко не единственная загадка личности прообраза Санта-Клауса.

Противоречивый облик

Николай Чудотворец, или Николай Угодник — один из самых популярных христианских святых. Он жил в IV веке в местечке Миры Ликийские, что в Малой Азии, и прошёл путь от священника до архиепископа. Церковные предания приписывают ему всевозможные чудеса и рассказывают о его безграничном милосердии.

Но, несмотря на многочисленные легенды, личность святителя остаётся одной из самых загадочных в период возникновения православной Византийской империи. Начнём с того, что доподлинно неизвестно, как выглядел Николай. Недавно группа учёных из лаборатории лицевой пластической реконструкции Ливерпульского университета создала объёмный портрет святого. Британские медики, скульпторы и протезисты воспользовались методом советского скульптора Михаила Герасимова.

Семьдесят лет назад Михаил Михайлович предложил метод восстановления облика человека по его костным останкам. При этом ему пришлось стать историком, антропологом и археологом. За свою жизнь Герасимов создал свыше двух сотен скульптурных реконструкций исторических личностей, включая Тамерлана, Ивана Грозного, Улугбека, Ярослава Мудрого. Однако святой Николай в этот список не попал по причине отсутствия необходимого костного материала…

Тем не менее, английские реконструкторы получили некое изображение, которое срочно пришлось «корректировать». Дело в том, что антропометрические и исторические данные, введённые в специальную компьютерную программу реставрации лицевых костей и тканей, дали феноменальный результат. На учёных из-под насупленных бровей неприветливо смотрел разбойного вида старик со сломанным носом. Естественно, результат, полученный на гранты Британского евангелического общества, надо было срочно «преобразить». После применения самых современных достижений в области лицевой анатомии и CGI-технологии компьютерной генерации изображений святой принял более благообразный вид, хотя и сохранил угрюмый взгляд.

Вселенский собор и сломанный нос

В июне 325 года император Константин I созвал Вселенский собор в городе Никее (ныне турецкий Изник). Это было первое в истории христианства столь представительное собрание священнослужителей, призванное решить ряд неотложных церковных проблем.

Константин был озабочен церковными спорами между архиепископом Александром Александрийским и пресвитером Арием. Полемика между ними вовлекала все больше и больше верующих и фактически расколола христиан на Востоке. Поэтому император воспользовался формальным предлогом решения проблемы исчисления пасхалий и объявил решение о проведении Вселенского собора.

Во время бурного спора, разгоревшегося на соборе между Николаем и Арием, они в конце концов перешли от словесных аргументов к рукоприкладству. В ходе потасовки Арий и сломал нос будущему святому. Впрочем, успех в единоборстве не принёс ему победы на соборе и «арианство было объявлено» ересью, а сам пресвитер отлучён от Церкви.

О чем же так горячо спорили церковные иерархи, и что на долгие годы раскололо прихожан Восточной церкви?

Арианский спор

Ранние христиане были свободны в понимании религиозных догматов. Поэтому только Евангелий было написано несколько десятков. Впоследствии церковные богословы с большим трудом отобрали из них четыре канонических варианта, причём споры об иных апокрифах не утихают до сих пор.

Так вот Арий отстаивал своё понимание христианства во главе с обычным человеком — проповедником, «осененным божественной печатью». В качестве аргументов он приводил некоторые положения «Евангелия от Петра», из которого до нас дошли лишь отдельные фрагменты. Судя по всему, это действительно было очень необычное сочинение, рассказывающее о том, как за душу назаретянина бились сонмы «светлых» и «тёмных» ангелов, направляемых то иудейским Яхве, то Сатаной. Это были довольно странные ангелы для поздней античности. Больше всего они напоминали олимпийских богов и божков, то представавших в своём подлинном виде, то обращавшихся в смертных, то посещающих своих героев во снах, открывая им будущее.

Николай яростно возражал Арию, доказывая, что Иисус был не человеком, а настоящим Богом, входящим в единую триаду «Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Святой Дух». К тому же, язвил святитель, совершенно непонятно, где Арий нашёл Евангелие от Петра, о котором все слышали, но никто не видел. Может быть, оно ему приснилось после выпитых им крепких александрийских вин?

Раннехристианский историк Созомен пишет, что именно после этих слов Арий в гневе нанёс удар Николаю своим посохом, разбив ему лицо и сломав нос. При этом он оставил последнее слово за собой и, когда поверженного святителя унесли, не менее язвительно сообщил, что каждый служитель Александрийского Мусейона знает, где искать сочинения евангелиста Петра. Впрочем, добавил он мрачно, там надо быть особо осторожным и крепким в вере, ибо можно встретить много писаний, составленных тёмными ангелами не иначе как под диктовку самого Сатаны…

Чудесный мусейон

Александрийский мусейон (музей) на протяжении восьми столетий был светочем знаний от античности до раннего Средневековья. Этот храм мудрости впервые в истории собрал под одной крышей учёных, философов, целителей и историков.

Музей был основан соратником Александра Македонского Птолемеем Сотером в начале III века до н.э. Автором идеи строительства был придворный философ Деметрий Фалерский. Деметрий предложил (и это понравилось Птолемею) «привить ростки эллинизма к тысячелетнему древу Древнего Египта». Проще говоря, Деметр хотел руками Птолемея собрать воедино уцелевшие сокровища египетской храмовой науки и перевести все значимые рукописи на греческий язык. Главной частью музея стала Александрийская библиотека, насчитывающая сотни тысяч свитков. Многие историки считают, что библиотечные папирусы скрывали неисчислимые тайны древности — от истории Атлантиды до зарождения христианства.

Поэтому, когда в Арианском споре прозвучали ссылки на раннехристианские апокрифы (официально не признанные церковью сочинения), Николай Угодник тут же стал яростно обличать козни лукавого, искушавшего первохристиан своим дьявольским «жизнеописанием Спасителя». О чём здесь могла идти речь? Ряд исследователей, включая известного библеиста Дейва Ханта, не говоря уже об авторе «Кода да Винчи» Дэне Брауне, считают, что это было легендарное «Евангелие от Люцифера».

Рукописи, погубившие «сокровищницу знаний»

В 391 году император Феодосии специальным указом закрыл музей. При этом александрийский патриарх Феофил направил беснующиеся толпы фанатиков на уничтожение всего языческого и еретического. Особенно долго мракобесы искали некие «дьявольские свитки», якобы угрожавшие самому существованию Церкви, и тут же сжигали их. В то же время городские власти, спасая остатки «сокровищницы знаний», поручили последнему смотрителю музея Теону Александрийскому отправить все ценное, включая редкие свитки, в императорскую библиотеку. Несколько дней под охраной городской стражи шла погрузка бесценных папирусов на корабли, направляющиеся в Рим. Оставшиеся Феофил объявил всеобщим достоянием и распорядился раздавать всем желающим за символическую плату в пользу христианской общины.

Что же могло содержаться в «богопротивных рукописях» и было ли среди них «Евангелие от Люцифера»?

Судя по всему Теон побоялся отправить наиболее крамольные сочинения в Рим, справедливо опасаясь их уничтожения. После его смерти в 405 году осталось большое собрание рукописей, с которыми работала дочь Теона — Гипатия.

После смерти Феофила патриархом стал его племянник Кирилл. Будучи непримиримым фанатиком, он публично обвинил Гипатию в чародействе и хранении запрещённых амулетов и рукописей. В 415 году в богословском диспуте с монахами-парабаланами (христианская община, члены которой в эпоху раннего христианства добровольно ухаживали за больными и хоронили умерших от болезней в надежде таким образом принять смерть во имя Христа) из египетской пустыни Гипатия неосторожно процитировала некоторые свитки из библиотеки отца. Сказанное ужаснуло главаря парабаланов Петра, и он вскричал: «Это дьяволица!» — после чего монахи набросились на Гипатию и зверски убили её.

Римский проект умиротворения

Несколько лет назад американский историк и «специалист по священным текстам» Джозеф Этвилл представил свою книгу «Мессия кесаря: римский заговор по выдумыванию Иисуса». Автор заявляет, что христианство не зародилось как религия само, а было создано в качестве изощрённого инструмента пропаганды, чтобы усмирять подданных Римской империи. Этвилл считает, что когда неуклюжая и грубая тактика римлян по наведению порядка не дала результатов, они обратились к более изощрённым и тонким способам для его сохранения.

Если принять конспирологическую версию Этвилла, то становится ясно, какого рода рукописи могли храниться в Александрийской библиотеке. К примеру, это могли быть воспоминания римских аристократов-интеллектуалов о создании «искусственной религии», оказавшейся довольно успешным проектом. Может быть, там был и сам план создания синтетического культа, включавшего митраизм (один из главных соперников христианства), верования есеев (одна из иудейских сект, получившая начало в первой четверти II в. до н.э.) и иудаизм. Этот свиток и мог быть загадочным «Евангелием от Люцифера».