Найти тему
The QIRIM

Крики и танцы в мечети

Татарские дервиши в Карасубазаре. Гравюра Огюста Раффе, 1837 год
Татарские дервиши в Карасубазаре. Гравюра Огюста Раффе, 1837 год

Танец дервишей – завораживающее зрелище. Когда-то его можно было увидеть практически в каждом крымском городе и некоторых крупных деревнях. Давайте перенесёмся на 2,5 века назад в карасубазарскую мечеть Хан-Джами и посмотрим на танец дервишей глазами французского учёного Жильбера Ромма.
.
Поначалу дервиши двигались по кругу и «заунывно пели». Среди них были и старики, и даже 10-летние дети. В один момент шейх дервишей вышел на середину и «принялся испускать вздохи, постепенно всё усиливая их и усиливая, покачивая туловищем и головой вправо и влево и поворачиваясь кругом». То же самое стали делать остальные.
.
Вздохи временами стали переходить в резкие вскрики. Таким образом дервиши «возбуждают себя, и время от времени кто-нибудь из них вскрикивает: «Алла, Алла, Алла!» таким тоном, как будто говорит: «мужайтесь, братья!»
.
Тот, кому удается привести себя в состояние наиболее сильного возбуждения, начинает быстро кружиться на одной ноге посреди круга. Остальные стараются ещё сильнее его разгорячить. Дервиш продолжает кружиться до тех пор, пока не начнет валиться с ног. Наконец, очнувшись, он возвращается в круг. Иногда дервиши кружатся по двое, обнявшись так, будто собираются вальсировать.
.
После окончания танца дервиши читают молитву, некоторые плачут и повторяют: «Аминь», «Аминь». «При этом они проявляют глубокую скорбь, и кажется, будто цель их вымолить у Бога избавление от какого-то большого бедствия, может быть от жестокости и преследования врагов», – писал французский учёный в 1786 году.
.
Ставьте палец вверх и подписывайтесь на наш
канал