Думаю, что многие слышали фразу «Империя, над которой никогда не заходит солнце». В первой четверти XX века так называли Британскую империю, колонии которой существовали на всех обитаемых континентах. Для контроля за такими огромными территориями требовались быстрые средства передвижения. Поэтому британцы одними из первых оценили все преимущества, которые даёт гражданская авиация. В 1924 году была основана авиакомпания с говорящим названием — Imperial Airways. Именно о выдающемся представителе воздушного флота Imperial Airways мы сегодня с вами и поговорим.
За 4 года авиапарк молодой компании существенно вырос, как вырос и пассажиропоток. Появилась необходимость в новом самолёте, который бы смог удовлетворить возросшие потребности. Руководство компании планировало получить лайнер в двух вариантах — для эксплуатации на европейских маршрутах и для перелётов в самые дальние уголки империи (Африка, Азия и т.д.)
Для выполнения заказа Imperial Airways выбрали опытных авиастроителей — компанию Handley Page. Ранее это сотрудничество уже принесло свои плоды — на основе своих тяжёлых бомбардировщиков O/100, O/400 и V/1500 Handley Page построила для авиаперевозчика успешные транспортные самолёты Handley Page Type W. Но здесь требовалась разработка полностью новой машины — с повышенной надёжностью, дальностью полётов, грузоподъёмностью и уровнем комфорта для пассажиров. В конце 1928 года главный конструктор Handley Page Джордж Уолкерт приступает к проектированию этого нового лайнера. Проект получает обозначение Handley Page H.P.42. Пилотная машина серии была построена уже к 1930 году.
Первенец H.P.42 получил бортовой номер G-AAGX и собственное имя "Hannibal". В первый полёт поднялся 14 ноября 1930 года под управлением Томаса Гарольда Ингланда.
Самолёт представлял собой полутороплан с цельнометаллическим фюзеляжем и крыльями с полотняной обшивкой. Шасси было сделано неубираемым. H.P.42 обладал редкой для тех лет закрытой кабиной пилотов.
Было разработано и выпускалось 2 версии Handley Page H.P.42 — для полётов по европейским маршрутам H.P.42W (англ. Western — западный) и для дальних перелётов H.P.42E (англ. Eastern — восточный). Эти варианты самолёта отличались двигателями («западный» оснащался 4-мя 9-тицилиндровыми двигателями Bristol Jupiter XFBM, а «восточный» менее мощными Bristol Jupiter XIF) и вместимостью пассажирского салона.
В европейской версии лайнер мог перевезти 38 пассажиров, а африканско-азиатской — 24 пассажира и увеличенный объём груза. Экипаж состоял из 2 пилотов, штурмана и радиста. Крейсерская скорость — 190 км/ч, дальность — 805 километров, потолок полёта — 5800 метров. Самолёт обладал уникальной компоновкой силовой установки — двигатели были установлены по 2 на каждом крыле в непосредственной близости к фюзеляжу. Пассажирский салон оборудован комфортабельными диванами, электричеством, подогревом, были 2 туалета и даже отдельный бар.
После получения сертификата лётной годности в 1931 году началась активная эксплуатация нового самолёта на линиях Imperial Airways. Всего было построено 8 машин, по 4 каждой версии. В соответствии с традицией все они получили собственные имена по первой букве имени головного самолёта серии — H — в честь античных полководцев и героев легенд.
Четвёрка «европейцев» (в авиакомпании получила обозначение H.P.45) - Heracles, Horatius, Hengist и Helena. «Африканцев» назвали Hannibal, Horsa, Hanno и Hadrian. Самым популярным рейсом на H.P.42 в Европе стал маршрут Лондон — Париж. На дальних маршрутах эти пассажирские бипланы долетали до Кейптауна, перелетали Тибет и открыли пассажирско-почтовую линию в Австралию. В июле 1937 года Handley Page H.P.42 "Heracles" стал первым гражданским самолётом, который налетал больше 1 миллиона миль (свыше 1,6 миллиона километров).
Хотя к концу 1930-х годов эти величественные бипланы уже технически устарели, они продолжали успешно перевозить пассажиров и грузы. Более того, обошлось и без серьёзных лётных происшествий и аварий. С началом Второй мировой войны все построенные лайнеры вошли в состав 271-й эскадрильи Королевских ВВС, где им накрасили камуфляж, и начали свою службу в роли военных транспортников. Служба эта была недолгой. В течении 1940 года все Handley Page H.P.42 были потеряны — аварии в полётах и на аэродромах. Так и закончилась история этого выдающегося технически и внешне самолёта.
Спасибо за внимание, дорогой читатель!
Ставь лайк и подписывайся на канал, чтобы не пропустить интересные статьи об истории авиации в своей ленте Дзен!
Есть предложения, вопросы или замечания? Пиши в комментариях или на редакционную почту — main.aerodrome@gmail.com
Читайте также: Легенды гражданской авиации: DELAG - первая авиакомпания в мире