Ради чего все мы вступаем в трудовые отношения? Конечно же, ради получения заработной платы.
Размер зарплаты определяет работодатель, но поскольку он является в данном случае лицом заинтересованным (чем меньше он установит официальный заработок, тем меньше у него будут материальные затраты, в т.ч. по отчислению обязательных платежей во внебюджетные фонды), закон предусматривает минимальный порог, ниже которого величина зарплаты быть не может.
Таким порогом служит минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Его величина утверждается на федеральном уровне и периодически повышается с учетом инфляции и прожиточного минимума.
Кроме того, регионы на своем уровне также могут устанавливать свой МРОТ, который может превышать федеральное значение.
Устанавливая размер заработной платы работнику, работодатель обязан учитывать требования закона о соблюдении уровня МРОТ.
Но главный вопрос заключается в том, в каком порядке должно происходить сопоставление заработка работника с МРОТ?
От этого во многом зависит итоговый размер заработной платы, который должен выплачиваться работнику. Например:
- с 1 января 2018 г. величина МРОТ по всей России установлена в сумме 9 489 рублей. У бюджетного работника оклад составляет 4 500 рублей плюс различные надбавки в общей сумме 100% и ежемесячная премия 25% от оклада.
Итого «набегает» в месяц 10 125 рублей. Получается, что если сравнить сумму всех ежемесячных выплат, которые причитаются работнику, то они укладываются в действующий МРОТ.
А вот сам оклад ниже МРОТ. Поэтому от того, как определять соответствие зарплаты МРОТ, будет напрямую зависеть размер заработка работника.
Если оклад должен соответствовать МРОТ, то в рассматриваемом случае работнику должны доплачивать ежемесячно по 4 989 рублей.
До 1 января 2007 года применялся такой порядок:
- величина должностного оклада или тарифной ставки не могла быть ниже МРОТ. Следовательно, возвращаясь к нашему примеру, работодатель должен доплачивать работнику разницу между окладом и МРОТ.
Но начиная с 1 января 2007 г. эта норма была отменена, и с величиной МРОТ стала сопоставляться вся сумма ежемесячного материального обеспечения работника, т.е. оклад вместе со всеми надбавками.
Получается, что с этого времени работнику из приведенного выше примера ничего доплачивать не должны.
Однако совсем недавно Конституционный Суд внес значительную коррективу в этот сложившийся порядок расчета минимального заработка. Вопрос касался надбавок работникам, которые трудятся в северных районах страны.
С учетом введенного с 2007 года порядка сопоставления заработка с МРОТ эти надбавки также учитывались в составе минимально допустимого заработка. То есть вместе с «северной» надбавкой работники должны были получать также как минимум 9 489 рублей.
Верховный Суд ранее признавал такую практику расчета заработка законной. Но Конституционный Суд указал, что такой порядок определения минимального заработка приводит к нарушению прав работников, поскольку по сути приравнивает их к тем, кто трудится в более благоприятных климатических условиях.
Такое решение является теперь основанием для взыскания с работодателя недоплаченной зарплаты в виде величины ежемесячной «северной» надбавки.
Из-за смены подхода к определению допустимого минимума зарплаты образовалась разница между базовыми окладами работников и МРОТ, поскольку без учета «надбавки» они стали ниже минимального порога.
В первую очередь это касается бюджетных работников, зарплата которых складывается из оклада или тарифной ставки и надбавок. Взыскать недополученный заработок можно, начиная с 7 декабря 2017 г. (это дата вступления постановления суда в силу).
Вполне вероятно, что это первый шаг к полному пересмотру порядка определения минимума зарплаты и соответствовать МРОТ должны будут снова только оклады и тарифные ставки, без учета надбавок!