Мне казалось, что воспитатель, у которого есть дети, причём дошкольники или младшие школьники,— это лучший вариант для работы в детском саду. Такой воспитатель любую ситуацию примеряет на себя и своего ребёнка и, следовательно, лучше понимает детей и делает меньше ошибок.
У Училки дети были уже взрослыми людьми. У Амёбы их не было вообще. Поэтому они регулярно «радовали», так сказать, педагогическими ляпами.
Училка была жутким сухарём.
Строгость, безусловно, нужна. Но первые года два, когда малыш ещё не уверенно чувствует себя в группе, он очень нуждается в ласковом словечке и тёплом взгляде. Даже хулиган.
Выдавить ласковое словечко из Училки было не реально.
---Да, я сухарь---вздыхала она---ну, что поделаешь? Какая есть. Не могу по другому.
Мне не нравилось, с какой жёсткостью она говорила «нет», когда дети, увидев новую игрушку, пытались взять её и поиграть. Ну зачем мы их тогда покупаем?!
Мне не нравилась какая-то её негибкость в отношениях с детьми. И частенько я недоумевала вслух, когда мы оставались с глазу на глаз, без детей.
Как она терпела моё недовольное бульканье одному Богу известно. Но однажды всё-таки Училка взорвалась.
Как-то к ней подошла девочка с рисунком. Я сидела рядом, что-то вырезала. На рисунке была то ли розовая корова, то ли синяя лошадь. Не помню точно. Но девчушка была очень довольна результатом и пришла похвастаться.
Вот что бы вы сказали своему ребёнку в этом случае? Наверное то же, что и я. А я бы сказала примерно следующее : «Это очень красиво. Это наверное сказочная корова(лошадь). А давай теперь нарисуем такую корову(лошадь), какая на самом деле бывает». И ребёнка не обидела и в то же время постаралась сформировать правильное представление о животном.
Реакция Училки меня убила.
--- Что за ерунду ты тут нарисовала? Таких коров(лошадей) не бывает!---сухо проворчала она.
У девочки вытянулось личико. Она забрала свой листочек и ушла. А я вскипела.
---Зачем вы так? Она же расстроилась!
---Он нарисовала не правильно. Если я её похвалю, она так и будет считать, что коровы бывают розовые.
---Она просто видит мир по-другому. Это детям свойственно вообще-то. Есть же картина «Купание красного коня»? Это признанный миром шедевр искусства и никто не считает художника не грамотным. У него просто другое видение мира.
--Не лезь!—вдруг рявкнула на меня Училка.
Я аж опешила и замолчала. Мы не разговаривали с ней до обеда. А во время тихого часа, когда мы пили чай, она посмотрела на меня и сказала мягко
---Не дуйся.
---По-вашему, я была не права?
---Наверно права. Ты часто бываешь права. Но не вмешивайся в дела воспитателя. Договорились?
Тогда я восприняла это, как «нянька, знай своё место», всё равно обиделась и даже в разговоре с кем-то сказала, что Училка---сухарь и работа с детьми явно не её ипостась. Но очень быстро поняла, как заблуждалась на её счёт.
Своеобразное поведение Училки дало свои результаты. В группе воцарился почти идеальный порядок. Новые игрушки дети получили лишь после того, как научились беречь, играть и складывать на место старые. И это было правильно!
Методично и последовательно она приучала детей жить в чётком спокойном ритме. От занятий до мытья рук. И эта организованность настолько облегчала мою работу, что я перестала «булькать», и лезть с замечаниями, а «телячьи нежности» с детьми взяла на себя.
Иногда она ворчала, что я балую ребятишек, но, в общем, не возражала. Мы не стали соперницами в соревновании «кого дети больше любят и уважают». Мы стали дополнением друг друга.