В пятницу, 2 марта был на презентации проекта BusinessChain в Агентстве Стратегических Инициатив. Презентация проводилась лабораторией ИПИ для консультантов по управлению и содержала две части. В первой были представлены теоретико-философские основания, исходя из которых создавался проект и на которые ориентирована работа лаборатории ИПИ в целом. Во второй – рассказывалось о собственно BusinessChain.
Вторая часть презентации – конкретна и прагматична. Информационные машины типа BusinessChain (их часто называют агрегаторами, цифровыми платформами, маркетплейсами, отраслевыми «уберами» и т.п.) - это современные «кибербазары», позволяющие продавцу мгновенно и без посредников найти нужного покупателя, а покупателю – найти нужный товар или услугу. Часто покупатель имеет также возможность не вставая с дивана получить интересующую информацию, заключить сделку или воспользоваться массой другого удобного функционала.
Лет пять-семь назад агрегаторы - такие как Airbnb, Uber и другие - удивляли и ошеломляли новизной. Сегодня это уже рутина: беглое экспресс-исследование показывает, что не менее трети бизнесов, стартовавших с нуля за последние 5 лет, – это такие вот агрегаторы. Это могут быть площадки для розничной торговли. Или для продажи и покупки того или иного типа услуг. Ширпотреб, клининг, доставка обедов, аренда площадей и проч. и проч. Теперь вот и BusinessChain – грубо говоря, услуги консалтинга. Информационная система BusinessChain со стартовым функционалом уже создана, но пока не наполнена рыночными взаимодействиями участников. Соответственно, создатели BusinessChain предлагают консультантам по управлению зарегистрироваться в системе, стать участниками и быть готовыми к запросам, контактам, к продаже своих услуг.
Все это интересно, понятно, на первый взгляд убедительно. Голову ломать особо не над чем. Больше пищи для ума дает первая часть презентации. Она непонятная, но интригующая. Темная как бормотанье гадалки. Но вся в проблесках и прожилках неуловимого смысла. Не претендуя на совпадение с авторским замыслом, приведу свое толкование услышанного. Это не моя точка зрения: это всего лишь моя версия толкования нетвердо понятого текста.
Стало общепринятым думать, что перемены наших дней стремительны, а будущее – удивительно и мало похоже на настоящее. А кто-то, в том числе и команда лаборатории ИПИ, полагает, что будущее уже наступило и стало настоящим. Но не для всех: лишь для самых прозорливых. Это укладывается в голове с трудом. Как могло случиться, что будущее наступило, но не для всех? Мыслимо ли, чтобы кто-то из наших современников, бродя с нами по одним улицам и посещая одни и те же места, вдруг, оставаясь современниками, угодил в будущее? Конечно, немыслимо. До тех пор, пока мы не привнесем в свое миропонимание долю субъективного идеализма. И не вспомним крылатые слова классика: «Разруха –не в клозетах, она в головах».
Взглянем на шахматную доску. Ну, доска и доска. А, может быть, это черные квадратики на белом фоне? Или белые квадратики на черном фоне? Или черные диагональные полосы? Или белые? А вон та тяжелая штуковина из повести Марка Твена – это что? Королевская печать, с помощью которой можно приводить в движение людские массы во всем государстве? Или удобное приспособление для колки орехов? Смотря как посмотреть!
Вот так же и то, что зовется «будущим»: для одних воображение, а для других - реальность. Так же и настоящее: для кого реальность, а для кого – заблуждение.
При этом речь идет не об играх оторванного от жизни разума, а о вполне практичных вещах. Представьте себе, что вы засиделись в гостях, остались ночевать. А проснувшись - не сразу сообразили, что находитесь не у себя дома. Вы привычным движением нашариваете выключатель – но его нет на месте, и рука тщетно скользит по голой стене. Встаете – и больно ударяетесь ногой обо что-то твердое. Идете к дверям – и опрокидывается не то стул, не то табуретка. А затем летит на пол разбивается со звоном что-то стеклянное. В этот самый момент, с синяком на лбу и ссадинами на коленках, вы припоминаете наконец, где вы, как тут расположены стены и как расставлена мебель. И без труда включаете свет. Все, ваши злоключения закончились! Закончились благодаря тому, что ваш разум освободился от картинки прошлого!
Экономическая реальность – штука многоликая, и в ней сплошь и рядом видят то одно, то другое, то третье. В отличие от казуса с ночевкой в гостях, здесь нет твердых критериев, чтобы отделить «реальное» от «иллюзорного». Бытует масса не стыкующихся и даже противоречащих друг другу представлений о современной экономике. На самых разных уровнях - от заметок «для широкого читателя» и до работ нобелевских лауреатов. И каждая из конкурирующих «картинок» про экономику находит своих сторонников. Что «реально» для вас, может быть абсолютно «нереально» для вашего соседа. Не в последнюю очередь это зависит от того, на кого вы подписаны в Твиттере, какие телепрограммы смотрите, с какими балагурами дружите и какие газеты читаете.
В свете многоликости экономической реальности - что можно сказать о рынке консалтинга и о консультантах по управлению? Многие из присутствующих на презентации высказывались в том духе, что рынок консалтинговых услуг несколько лет как начал падать, что падает по сей день и в ближайшие годы также будет падать. Платежеспособный спрос на консалтинговые компетенции пикирует вниз, поскольку все более тощими становятся кошельки кормильцев консалтинга, особенно компаний малого и среднего бизнеса. Платежеспособный спрос на консалтинг просто-напросто исчезает из экономики.
Однако, с точки зрения хозяев мероприятия, это – взгляд на настоящее из прошлого и с позиций прошлого. Он не позволяет увидеть в настоящем ничего кроме прошлого. А нам нужно это видеть? Сегодня настоящее, осмысленное через призму прошлого, – бесперспективно и безрадостно. Зачем нам оно? А если глянуть на настоящее из будущего и попытаться увидеть будущее уже в этом самом настоящем? И порадоваться открытию: деньги на консалтинг из экономики не исчезли! Они просто перетекли в другое место! Они жаждут своих консультантов! Но чтобы забрать эти деньги, консультанты должны сначала их «увидеть». Затем, сохранив ядро профессиональных компетенций, слегка переформатироваться, возможно – переназваться новыми именами. И встроиться в новую рыночную структуру.
Из такого взгляда на будущее/настоящее напрямую вытекает одна из «странностей» агрегатора BusinessChain: там не две роли, как в любом нормальном агрегаторе, а целых четыре! BusinessChain - это уже не площадка покупателей и продавцов, не кибертусовка консультантов и заказчиков. Это – место, обустроенное для экономической жизни четырех типов рыночных субъектов: инициатора бизнес-проекта, инвестора, эксперта и акселератора.
Согласно моему толкованию, выведенный на старт четырехместный агрегатор его создатели рассматривают как часть будущего, как фрагмент по-новому структурированной экономической реальности. Как в целом выглядит эта реальность? Честно скажу: не знаю. Ничего большего из первой части презентации я не понял. Если узнаю что-то новое и интересное – обязательно поделюсь.