Новорожденный выражает свои потребности криком. Мама разговаривает с ним: «Петенька хочет спать», «Петеньке холодно» и т.д. Малыш успокаивается, когда слышит этот ласковый, протяжный тон речи. Ребенку в развитии речи помогает повседневное общение с окружающими его людьми. Мамочка должна разговаривать с ним, несмотря на то, что не получает ответа на свое обращение.
Конец 2-го месяца жизни: у ребенка появляются первые звуковые сочетания — гуление («агу», «агы», «бу-бу» и т.п.), при обращении к нему малыш улыбается, двигает ножками, ручками, произносит звуки «а». «о»…и т.п.
3-4 месяца: ребенок повторяет одни и те же звуки, сочетания звуков и это уже является прекрасным упражнением для его речевого аппарата. Ребенок различает ласковый и строгий тон голоса, слушает говорящего, наблюдает за движениями его губ.
4-6 месяцев: малыш начинает связывать слова с определенными лицами и окружающими его предметами. В этот период нужно знакомить ребенка с окружающими предметами, причем речь взрослого должна быть несколько замедленной. Лучше давать ребенку для усвоения и полные названия предметов, животных, и лепетные ( например: «Это собачка. Она кричит: «Ав-ав». Это ботиночки – «топ-топ»).
Очень хорошо в этот период петь ребенку или читать маленькие детские песенки, стишки с повторением одних и тех же слов.
Очень важно вводить в речь ребенка названия действий. Сначала используйте простые слова: «на, дай, открой, закрой, упала» и т.д. Постоянно задавайте малышу вопросы типа: «Это кто?» «Кто пришел?» и в первое время сами же на них и отвечайте: «Это мишка» «Папа пришел».
До года, когда ребенок еще не говорит словами, хорошо проводить игры на заучивание звукоподражаний.
Очень полезно много раз показывать и называть одни и те же предметы, таким образом вы развиваете восприятие у ребенка ( «Где кубик?» «Покажи, где часики?». Можно предложить малышу отыскать и показать ту или иную игрушку среди других. Ребенок не может еще произнести их названия, но будет учиться понимать значения слов, а это залог его будущего активного словаря.
В 2 года у ребенка уже достаточный словарный запас. Надо постоянно задавать ему вопросы. В первое время отвечайте на них сами, а потом стремитесь получать ответы. Вызывайте и поощряйте речевую активность малыша, старайтесь не выполнять его молчаливые просьбы, а только при их речевом оформлении.
В 2 года нужно приучать ребенка рассматривать картинки. Сначала рассматривайте крупные и обязательно цветные изображения животных, игрушек, поясняйте ребенку, что нарисовано на картинке. Если вы рассматриваете книжки с картинками, то не следует перегружать ребенка, читая текст с трудными непонятными словами. Гораздо лучше малыши воспринимают пересказ, когда взрослые преподносят этот материал понятными и доступными словами.
В 3 года особенно важно говорить с ребенком, четко проговаривая звуки в словах, чтобы ребенок наблюдал за правильной артикуляцией звуков. В этом возрасте ребенок может заменять одни звуки другими (например «сюба» вместо шуба, «люка» — рука), может наблюдаться смягченность звуков речи, могут неправильно произноситься некоторые звуки (с, з, ц, ш, ж, ч, щ, л, р), которые могут самостоятельно исправиться к 4-5 годам. Не следует взрослым говорить слишком быстро, чтобы дети усваивали нормальный темп речи.
Если у ребенка развитие речи задерживается, или появилось заикание, или нарушено звукопроизношение, обязательно проконсультируйтесь у логопеда.
Если понравилось, ставьте палец вверх и подписывайтесь на наш канал.