Граф Сен-Жермен, Джакомо Казанова и Джузеппе Бальзамо (он же граф Калиостро). Что общего между этими тремя людьми?
Все трое хотя и не являются ровесниками, но являются современниками. Все трое талантливые и образованные. И у всех троих в крови так и кипит авантюризм и жажда приключений, заставляя пускаться на самые невероятные ухищрения и выдумки. Да еще и заимствуя друг у друга самые различные, скажем так «творческие приемы»
Пришла пора дорогие читатели подробнее разобраться в личности каждого из этих троих авантюристов.
И начнем мы, пожалуй, с графа Сен-Жермена.
Кстати, сегодня годовщина его смерти. Он умер 27 февраля 1784 года. Хотя, может и не умер, ведь многие утверждают, что граф бессмертен. Что ж. Как знать, кто знает.
Кто же такой этот таинственный граф? Известно кто: алхимик, путешественник, оккультист. Человек, познавший бессмертие. Ведь многие утверждали, что видели графа и после его официальной смерти в 1784 году. Логически это можно объяснить тем фактом, что при жизни, да и после нее было величайшее множество двойников графа.
Человек очень образованный, знавший почти все европейские языки. С Плюс арабский и древнееврейский. (Да. Цены бы этому лингвисту не было в наше время. Особенно с древнееврейским). Кстати и сам являлся по одной из версий португальским евреем. По другим же – венгром, французом и даже русским. Ну что друзья. Давайте признаем его русским. Мелочь, а приятно.
Сен-Жермен, кстати, даже имя его остается неизвестным, как и многие авантюристы старался поближе подружиться с видными государственными деятелями своего времени. И это ему удавалось: в разное время он был близким советником аж самого Людовика XV, при котором пышным цветом расцветала культура, французское рококо, зато падала экономика. Видимо Сен-Жермен объединился с мадам Помпадур, официальной фавориткой короля и спокойно себе получал зарплаты и премии, выдаваемые ему, весьма довольным королем, души не чаявшем ы новом советнике. Он даже стал на время его поверенным дипломатом в Семилетней войне. Правда потом король разобрался, что к чему и повелел выставить авантюриста вон.
До этого Сен-Жермен пребывал при дворе Надир-шаха в Персии. И у подножья трона датского Короля Фредерика V. Знал, граф, как втереться в доверие. При этом он пользовался некоторыми «фактами биографии», призванными удивить своих слушателей. Так некий барон Гленхейм вспоминает о рассказах слуг графа: Кардинал де Роан как-то услышал рассказ об ужине у Понтия Пилата, обращаясь к камердинеру «Сен-Жермена», вернее, к тому, кто выдавал себя за него, спросил, правда ли это. На что тот ответил: «О нет, монсеньор, это было ещё до меня. Ведь я служу г-ну графу всего 400 лет…» Кстати, этот прием успешно экспроприировал у соперника Калиостро. Этот эпизод даже включен в известную комедию Григория Горина о графе Калиостро «Формула любви»
Калиостро тоже был авантюристом, Однако его карьера поначалу была не такой успешной, как у его коллеги Сен-Жермена. В детстве увлекался фокусами, посещал монастырскую школу, из которой был изгнан то ли за воровство то ли за богохульство, а может и за то и за другое. Сам он, рассказывая об этом факте биографии утверждал, что много лет обучался в монастыре различным мистическим наукам.
Вернувшись после «окончания» обучения, юный Калиостро сразу же занялся изготовлением разных чудодейственных эликсиров и «старинных» карт, коими щедро делился за умеренную плату в родном Палермо. В общем, начинал свою карьеру, как истинный сын лейтенанта Шмидта. Позже, получив тумаков от доверчивых покупателей, он перебирается в Мессину, откуда уезжает унаследовав от любимой покойной тетушки звучную фамилию «Калиостро» и титул графа для «форсу бандитского», оттуда в Египет и на Мальту . Затем снова возвращается в родную Италию – в Рим, где и знакомится со своей супругой и помощницей по колдовским делам Лоренцей Филичиани. Калиостро, кстати настоящее его имя Джузеппе Бальзамо, набирается опыта – с помощницей дела идут куда как лучше. Лоренца расплачивалась своими услугами, известного свойства с должниками мужа и несколько раз вытаскивала его из тюрьмы. Обаятельный мерзавец. Хорошо, что не нашел жену из России. Его бы быстро перевоспитали скалочно-сковородным методом. Калиостро был и в Париже, где, кстати, столкнулся с Сен Жерменом и позаимствовал л у него приемчик с возрастом, однако творчески его переработав – его дворецкий отвечал, что поступил на службу к графу в год убийства Гая Юлия Цезаря. А сам Калиостро рассказывал о себе, что будто он родился 2236 лет назад, в год, когда произошло извержение Везувия, и сила вулкана частично перешла к нему. Что он познал тайну создания философского камня и создал эссенцию вечной жизни. Что он множество веков путешествует по миру, и был знаком с великими правителями древних веков.
Небольшая легенда о графе Калиостро:
Калиостро однажды на улице Парижа встретил бедного худенького корсиканца с воспаленными глазами.
- Я вижу, - сказал он ему, - что вас снедает непомерное честолюбие. Утешьтесь: вы будете владеть половиной мира!
Корсиканец захохотал прямо в лицо "предсказателю"
- Что ж, тогда вы станете моим первым министром.
- О нет, - печально отвечал Калиостро. - К тому времени, как вы достигнете цели, меня уже погубят враги...
Догадываетесь, кто был этим "Маленьким Корсиканцем"? Да-да. Сам будущий император Наполеон Бонопарт
Роль Калиостро в фильме «Формула любви» блестяще воплотил грузинский актер Нодар Мгалоблишвили.
Ну а теперь последний человек в нашем списке Джакомо Казанова. Его обычно сравнивают с величайшим любовником, однако, нас интересует другая сторона его жизни. Ведь Казанова был не только любовником но и ученым, музыкантом, искателем приключений и, конечно… Ну да, авантюристом.
Достаточно сказать, что, будучи в Париже,( Кстати, заметьте, все трое друзей побывали в Париже приблизительно в одно время и даже встречались друг с другом) Казанова снискал уважение самого графа Сен-Жермена. Граф заинтересовался новоявленным розенкрейцером и алхимиком, а именно за них выдавал себя Казанова и признав в новоприбывшем собрата по колдовским штучкам, преисполнился к тому уважения. Да, как видите, Сен-Жермен преисполнился уважения, что, однако не помешало им соперничать.
Казанова, также не задерживался на одном месте. Однажды ухитрился спасти жизнь сенатору, благодаря своим медицинским познаниям, и посрамив настоящего врача, чуть не убишего оного. Сенатор Джованни ди Маттео Брагадин, усыновил юного Казанову и покровительствовал ему. Казанова, бывший страстным игроком только и делал, то играл и развартничал, однако это плохо для него кончилось . Своими выходками, иногда переступавшими рамки закона он довел правосудие до белого каления и вынужден был в спешном порядке сбежать из города. С тех пор он странствовал по свету. Исколесил всю Италию, был в Париже, Швецарии, Англии. Продавал лотерейный билеты, занимался предсказаниями и оккультизмом В конце жизни написал свои легендарные мемуары и спокойно скончался в возрасте 73 лет.
Все трое авантюристов эпохи Просвещения оставили, тем не менее, свой след в истории. Имена их и по сию пору не забыты. Они давно умерли, но воскрешены в литературе и кинематографе.
К их образам обращаются в течение трех веков. Ведь они представляли интерес, были необычны и оригинальны. Так что аплодисменты этим «креативщикам» Средневековья.
На этом у меня все. До новых встреч и новых статей.
Станислав Кий