Найти тему

Детская болезнь инквизиторства у миссионеров.

Приключилось столкнуться с новой волной миссионеров от церковной организации в интернетах и захотелось поделиться некоторыми впечатлениями от этого "племени молодого" и особенно от той идеологии, которую они несут в массы.

Оговорюсь сразу, что я и сам прежде вёл ряд миссионерских проектов, как формальных, так и не формальных в области катехизации, социального служения.

Во всём этом главной мотивацией является стремление благовествовать о Христе и нашей вере. Определённый опыт и понимание процесса есть.

Как это скучно и старО.

К сожалению, ничего нового я не увидел. Воспроизводятся всё те же, но наиболее реакционные и интеллектуально замшелые формы прежних времён. Это вам не Кураев и не Осипов, не Мейендорф и не Антоний Блюм, а это Сысоев (да, я не фанат его подхода).

Что сразу бросается в глаза при общении с новыми миссионерами, так это агрессия к инославным. Здесь я поясню, что в православном сообществе сектоборчество и миссионерство всегда идут за руку рядом, а посему рефлексы первого часто перетекают на второе, хотя по сути это разные методически вещи (здесь со мной могут поспорить коллеги сектоведы).

Традиция антиинославия.

Агрессия эта воспитана всеми нашими книжками по апологетике, сектоведению, сравнительному богословию, где основным направлением является выведение различий с Православием в инославными в учении, культе и духовной жизни. Там же рассказываются всякие исторические эпизоды нехорошести клятых сектантов, часто за дело т.е. основная тема это концентрированный негатив в отношении сект и инославных сообществ. Не мудрено, что после этого надрессированный в ненависти к схизматикам, еретикам, сектантам и прочим "сатанистам" такой православный миссионер-инквизитор с совершенно справедливым чувством негодования набрасывается на первого попавшегося условного баптиста и начинает ему предъявлять книжные претензии и обиды, начиная с папаши Лютера или даже с 1152-го года (ведь ясно же, что протестанты это те же католики и должны ответить за всё).

Условный баптист на выгуле.

Но тот же рядовой условный баптист он вообще не в курсе что у этих странных православных там было с реформатами или католиками несколько веков назад, он только относительно недавно взял в руки Библию, послушал проповеди харизматичных пасторов и вдохновился обсуждением на домашнем собрании. Он испытывает воодушевление и желание поделиться нахлынувшим открытием с окружающими. Понятно, что там многое наивно и ходы мысли не продуманы, знание Писания условное, что это ещё неофитский энтузиазм, но в большинстве случаев мотивация искренняя.

Инквизиторы на охоте.

В этот момент у него возникает риск встретиться с православным миссионером, в основном интернетным, т.к. православные миссионеры по улицам не ходят, они форматно ограничены. Притом удивляет их триумфальная уверенность в собственной Infallibilitas. Направо и налево такой ещё неоперившийся юный инквизитор раздаёт ярлыки всем вокруг и выдаёт суждения о не православности сомневающихся в его Ex cathedra.

Риск встречи юного проповедника условного баптиста и юного инквизитора весьма велик, т.к. противник ходит, как рыкающий лев, желая кого поглотить и отмиссионерить. И вот встречаются два таких разнонаправленных электрона религиозной фауны и начинается высекание искр. Миссионер призывает к ответу "негодяя сектанта" и в то же время призывает его покаяться и перейти в веру истинную, ну ту самую, где надо ненавидеть нехристей. В чём каяться, товарищ баптист решительно не понимает, но уже начинает охреневать от такого напора. Где-то на второй стадии разговора наш баптист уже пытается выработать линию разговора с миссионером и подбирать аргументы в споре, для чего обращается к мануалам контрпроповеди своей конфессии. А дальше уже работает логика противостояния, где противники занимаются гонкой вооружений и в итоге разлетаются в разные стороны, как однополярные электроны.

Борьба с сектантами и реальные плоды.

В итоге наш условный баптист  идёт дальше, запомнив для себя, что эти православные это какие-то странные агрессивные люди, живущие не по Писанию, а по каким-то своим понятиям, которые они называют "предание". Миссионер же страшно доволен собой, поскольку он "опустил" сектанта и теперь мысленная медаль красуется на его гордой груди. Да и его товарищи по антисектантскому делу его похвалят и лайков наставят.

За всем этим героическим мероприятием совершенно не вспоминается такая мелочь, что цель православного (читай христианского) миссионерства - проповедь о Христе. Да, да! Странно, не правда ли? Сам в шоке. Так это что получается, что тот условный баптист говорил сразу о том, до чего православный миссионер должен дойти лишь перелопатив массу наслоений нашей церковной субкультуры? Нет ли в этом намёка свыше? В этом месте я уже вижу летящие от собратьев православных проклятия и обвинения в "экуменизме", отступничестве от дела гнобления сектантов и многом другом, что у них там по списку в отформатированном сознании.

Автор: Пашков Виталий, Переславль-Залесский.

Полная версия на сайте "Мировоззрение".