Найти тему
Валерий Грачиков

История потерянной эскадрильи и самой массовой вынужденной посадки

Эта история началась в июле 1942 года, когда с аэродрома в Гренландии в сторону Великобритании взлетели шесть новых истребителей типа P-38F и пара бомбардировщиков B-17E. Они полетели в Европу, чтобы воевать с немцами. Но на подходе к Исландии самолеты попали в сильную и продолжительную метель, из-за чего пришлось повернуть назад в Гренландию.

Развернувшись, летчики запросили погоду на базе. Им ответили, что погода плохая и полоса закрыта. На самом деле отвечала одна немецкая подлодка, перехватившая сообщение. А на базе все было хорошо.

В результате самолеты покрутились над Гренландией, а в тот момент, когда отметка топлива стала близка к критической было решено посадить самолеты на ледник. Так состоялась самая большая вынужденная посадка в истории авиации. 8 самолетов сели там, где смогли. Потом 9 дней 25 членов экипажей оставались в одном из бомбардировщиков, пока не прибыла помощь. На тот момент возможности для взлета не было, поэтому забрали секретное оборудование и оставили самолеты. Так на скованном льдом острове появилась Потерянная Эскадрилья.

Добрались до нее только через 40 с лишним лет, когда исследователи заинтересовались самолетами. За это время их занесло снегом и льдом. Причем не просто занесло, а самолеты оказались на глубине около 80 метров. Поэтому для поиска пришлось обшарить огромную территорию, хотя координаты были известны. Только через несколько лет удалось примерно обрисовать контуры самолетов, после чего начали бурение.

В 1989 году на керне обнаружили следы алюминия, после чего начали извлекать из подо льда самолет, до которого удалось добуриться. Для этого долбили котлован, над которым стоял палаточный лагерь. Во льду протапливали тоннель. Только в 1992 году удалось освободить P-38F. Причем самолет был в порядке, кабина была не тронута и все вооружение функционировало.

Дальше самолет разобрали, подняли и через полгода начали собирать уже в нормальных условиях. Реставрация продлилась 9 лет, после чего самолет был поднят в воздух и даже получил свой персональный позывной. Экспедиция по восстановлению самолета потребовала вложения 3 миллионов долларов.