Плавный переход к парламентской монархии.
Главным событием прошлой недели стал анонс предстоящей реформы конституции Поднебесной.
Центральный комитет (ЦК) партии предложил убрать из главного документа страны фразу о том, что председатель и заместитель председателя КНР могут занимать должность не более двух сроков подряд.
Знакомая история, подумалось нам :-)
Вчера началось Всекитайское собрание народных представителей 13-го созыва. Высший законодательный орган страны собирается по поводу переизбрания действующего председателя КНР Си Цзиньпина на следующие 5 лет и заодно может оставить его и на больший срок.
В момент написания этих строк мне неизвестен статус вынесения изменений к конституции на обсуждение в парламент Китая, но, очевидно, случись такое, их примут с вероятностью 99%+. Реальным законотворчеством в Поднебесной, как и в РФ, занимается кто угодно, но не специально выбранные для этого люди.
Они просто штампуют предложенные решения с разной степенью предварительной проработки.
Вообще-то, товарищ Си должен будет смотать удочки уже в 2023 году, но, видимо, обстоятельства изменились и случился плавный откат ко временам до Дэн Сяопина, когда был утвержден неформальный порядок передачи власти раз в десятилетие.
Поправки в конституцию 1982 года вносились неоднократно: 1988, 1993, 1999 и 2004 гг..
В отличие от этой, они были направлены на некоторую экономическую и идеологическую демократизацию процесса.
Официальное объяснение, которое дается СМИ звучит любопытно.
Мол, во время антикоррупционной компанией Си Цзиньпина из под земли полезли прятавшиеся в подполье мошенники. Товарищ Си, знающий и любящий китайский народ, не уверен в безопасности передачи власти следующему поколению руководителей ДО полной очистки страны от скверны.
Напомню о том, что писалось некоторое время назад по мотивам осеннего съезда:
«На прошедшем месяц назад съезде КПК одним из ключевых тезисов в 3,5 часовой речи Си Цзиньпина стала борьба с коррупцией. Одолевает родину напасть и, несмотря на нещадную борьбу, гидра рождает все новые головы. Будем стоять на смерть, но не пустим на порог продажных чиновников.
Чтобы были понятны масштабы называемых цифр. В одном 2009 году покарали 106000 человек, а за убойную пятилетку 2012-2017 было наказано 1,4 миллиона человек (!).
Неплохо.
Между прочим Китай находится на 79 из 176 возможных мест в индексе восприятия коррупции Transparensy International. »
«Чем же являются громкие коррупционные дела и раскаяния красных олигархов?
Есть основания полагать, что под раздачу попадают как раз нарушители спокойствия. И в положительном и в отрицательно смысле слова. Те, кто забыл о правилах приличия и начал двигать свои кадры против установившейся иерархии.
Забегая вперед, а я планировал рассказать об этом отдельно, г-н Си удалил из ЦК всех своих основных конкурентов и обвинил их свиту (т. е. guanxi) в «коррупции». Кого-то и казнили, многих же просто убрали подальше от кормушки. »
Напомню, за последние 2 года при непосредственном участии «Председателя Си» из партии убрали 75% (!) ветеранов.
Некоторые из них помнят еще Председателя Мао, которого теперешний глава государства активно косплеит.
Откуда такая прыть, ведь действующее первое лицо КПК могло бы обойтись куда меньшими жертвами для утверждения себя в главенствующей роли. Были явные следы вычистки «троцкистов» из партии.
Китайцы весьма практические люди, на самом деле.
Для ответа на этот вопрос нужно принять во внимание несколько вещей.
В частности то, как управляется КПК, а через нее и огромная территория с кучей людей. Есть определенные нюансы и необходимо рассматривать деятельность КПК вместе с другими действующими силами на площадке, но я предполагаю, что они не так значимы.
Коммунистическая партия Китая – самая массивное политическое объединение в мире. На конец 2016 года в ней состояло 89,4 миллиона человек, т. е. больше, чем жителей Германии.
Для сравнения: 5% граждан СССР формально состояли в партии. Для Китая эта цифра 7,4%.
Управление очень похоже, но с важными оговорками.
Ключевой орган, принимающий все значимые решения уровня страны – Центральный Комитет. В нем состояло 370 человек на момент ноябрьского съезда Партии.
Над ЦК есть оргобразование под названием Политбюро. Там 25 человек, 7 из которых состоят в так называемом голосующем комитете (Standing Committee), включая и Генерального секретаря.
«Комитет 7-ми» в свою очередь держит руку на судьбоносных решениях для Китая: война или мир, предложение на выбор следующего генсекретаря и развороты в идеологическом поле.
Подробный рассказ о деятельности всей этой машинерии займет не один десяток страниц, но я попробую остановится на одном важном для нашего рассмотрения моменте.
В общем и целом внутри ЦК существует что-то вроде демократической процедуры продвижения и с 80-х годов по сей день практикуется оценка связей, семейных отношений и потенциала кандидата для забора его сначала в ряды Комитета, а затем и в члены Политбюро. Ударным трудом можно даже заработать себе секретарский пост.
НО, во-первых, в одиночку в таком обществе решение вам принимать никто не даст, а, во-вторых, сама структура голосования где-то более, где-то менее прозрачная, не предполагает самодеятельности. Малейшие поползновения на самостоятельные мнения прерываются очень быстро и фатально. Каждый вопрос 7 раз отмеряют и 1 отрезают.
Поэтому эта структура, в представленном последние 30 лет, виде очень устойчива.
Внутри ЦК куча кланов. По происхождению и времени выдвижения различают: «шанхайских» (выходцы из местного горкома), «младореформаторов» (бывшие члены Китайского коммунистического союза молодежи), «принцев» (из семей номенклатуры) и «силовиков» (генералы Народно-освободительной армии и Народной вооруженной милиции Китая, а также спецслужбисты в штатском).
Это вершина айсберга.
Каждого члена Политбюро поддерживает не только его клан, но и несколько комитетов, бизнес-сообществ и т.д.. Включая, разумеется, поддержку определенного набора влияющих на политику Поднебесной стран.
Зная о системе голосования и сложном клубке противостояния внутри ЦК, многие китайские партнеры делают ставку на одного или нескольких человек с хорошим потенциалом и «помогают», чем могут.
На уже упоминавшемся XIX съезде партии выдвиженцем в генеральные секретари должен был стать Ху Чуньхуа. У него хороший послужной список и набор правильных благословлений.
Он выдвиженец товарища Ху (однофамильца, не родственника), бывшего перед товарищем Си китайцем №1 в мире.
Точно так же, как до это Си был выдвиженцем Цзян Цзэминя.
Молодой Ху (ему 54) считается адвокатом рыночных реформ и некоторое время проработал партийным лидером провинции Гуандун, соседа Гонконга и одного из ключевых экономически развитых регионов страны. Он также не понаслышке сталкивался со второй главной проблемой Китая, Тибетской автономией, и усмирял там беспорядки.
По общему мнению, у него исключительно большой потенциал и обширные связи на международной арене. Именно товарищ Ху посещает все главные форумы наравне с лидером Китая или даже вместо.
На голосовании в ноябре 2017 его прокатили, несмотря на поддержку двух членов голосующего комитета. Остальные проголосовали за продолжение эпохи Си.
Дальше почистили всю верхушку Гуандуна и сменили вывески на всех предыдущих работах товарища Ху. Сам он, тем не менее, пока остался членом Политбюро.
Чем не устроил такой выбор и были ли альтернативы?
Поговорим в следующий раз, а то, я, кажется, уже превысил свой обычный лимит текста :-)